16.03.2023 14:01
Аналитика.
Просмотров всего: 7516; сегодня: 2.

Группа «Родина»: 5 ключевых градостроительных тенденций будущего

Группа «Родина»: 5 ключевых градостроительных тенденций будущего

Правительство РФ продлило программу инфраструктурных бюджетных кредитов регионам до 2025 года, а также направит дополнительно 250 млрд рублей на модернизацию городского пространства и коммунальных систем. Эксперты Группы «Родина» рассказывают о том, какими путями можно развивать российские города, учитывая пять главных градостроительных тенденций будущего.

1. Город шаговой доступности.

Современные города остаются в основном фрагментарными, то есть в них разграничиваются районы деловой активности, жилые локации, промышленные зоны, культурно-развлекательные центры. Часто планы застройки инерционно воспроизводят этот сценарий роста города, который всё больше противоречит новым тенденциям: стремлению к снижению выбросов CO2 городским транспортом, распространению удаленной занятости, увеличению численности городского населения.

Ответом на эти вызовы станет концепция города шаговой доступности или «города 15-минутной доступности». Идею городских «ячеек», где все необходимые для повседневной жизни ресурсы есть в пределах 15 минут ходьбы или езды на велосипеде, предложил еще в 1920-х американский урбанист Клэренс Перри. В последнее десятилетие в разных странах мира появились новые районы в рамках этой концепции.

Так, в России Группа «Родина» разработала и реализовала инновационные жилые кластеры (ИЖК). Это компактные жилые кварталы, в пределах которых построена вся необходимая для жизни социальная и коммерческая инфраструктура, включающая школы, детские сады, спортивные объекты, учреждения дополнительного образования, творческие студии. В частности, концепция города шаговой доступности реализована в проектах ИЖК «Олимпийская деревня Новогорск» (Московская область), Russian Design District (Новая Москва), «Союз» («старая» Москва). В будущем именно ИЖК могут стать тиражируемой моделью урбанистического развития России в концепции «15-минунтного города».

2. Горожане вернут себе пространство для жизни.

Парадоксально, но за прошедшие века города все меньше приспосабливались непосредственно для жизни людей. Магистрали и улицы планировались для удобства движения транспорта. Жилые районы строились ближе к деловым центрам и промышленным зонам – местам приложения труда. При этом вся городская ткань подчинялась экономическим задачам, из-за чего обозначился острый дефицит общественных, некоммерческих и зеленых пространств, то есть мест, где можно просто прогуляться, отдохнуть, встретиться с друзьями.

В будущем подход к развитию и городов в этом плане изменится. Уже сейчас эксперты ООН рассчитывают индекс достижения целей глобального развития (Sustainable Development Goals – SDG), в том числе по соотношению общественных пространств в городе относительно общей площади застройки. Наличие свободных и зеленых территорий в жилом комплексе между тем уже стало обязательным требованием для порядка 78% клиентов, опрошенных Группой «Родина». Именно поэтому, городское авеню, пересекающее семейный квартал Russian Design District, превращено в музей под открытым небом с произведениями уличного искусства и пятью зонами для отдыха и обучения.

В масштабах России также появились инициативы по созданию свободных городских пространств. В частности, проект госкорпорации ВЭБ.РФ «Пять шагов для городов» в качестве третьего шага предлагает расширять использование городских пространств, а именно – обустройство пустырей во дворах, а также применение стратегии «тактического урбанизма» – создание садов на парковке или уличных библиотек.

3. Управление городом с помощью искусственного интеллекта.

В основном городское управление остается архаичным в большинстве стран и явно отстает по вооруженности новыми технологиями от управления промышленностью, торговлей и некоторыми областями социальной сферы. Особенно это заметно на фоне прорыва в 2022 году в области искусственного интеллекта: нейросети стали еще более умными, творческими, а также доступными для программирования человеческой речью.

Жизнь городов в ближайшее десятилетие неизбежно будет поставлена на основу управления искусственным интеллектом (ИИ). По данным лаборатории ESI ThoughtLab, 80% крупных городов по всему миру (из 167 исследованных) планируют мощные инвестиции в ИИ в ближайшие три года.

В России в 2020 году Минстрой одобрил запуск платформы на базе ИИ, которая сможет проектировать города и отдельные районы с учетом требований строительных норм, а также прогнозов численности населения, автомобилизации и других показателей.

4. Экономика замкнутого цикла.

В отличие от завода или отдельного здания, город очень поздно начал рассматриваться как комплексная система, создающая и потребляющая ресурсы. Именно поэтому во многих проявлениях городская жизнь остается очень затратной. В частности, до 30% всей еды в городах отправляются на свалку. В среднем офисное пространство используется только на 35-50% за период эксплуатации.

В ближайшее десятилетие ситуация начнет меняться. В ресурсозатратном городе жить становится дорого и экологически опасно. Именно поэтому городская экономика станет «циркулярной» (также – экономика замкнутого цикла). Городское хозяйство будет минимизировать расходы ресурсов за счет переработки отходов, реконструкции и ремонта имеющихся зданий и коммуникаций, совместного потребления некоторых товаров и ресурсов, внедрения «обменной экономики», аренды вместо покупки (жилья, автомобилей, одежды).

Россия пока делает только первые шаги в этом направлении. В частности, программа «Пять шагов для городов» ВЭБ.РФ стимулирует участвующие в инициативе города устанавливать пункты раздельного сбора отходов, а также оснащать фандоматами (аппаратами по приему тары) школы.

5. Многовекторная транспортная система.

Сейчас транспорт в городе на 90% представлен либо личными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, либо общественным транспортом. Такая система городской мобильности все меньше отвечает новым тенденциям в транспортных технологиях и в образе жизни горожан.

Прежде всего, жители крупных городов устали от трафика и хотят меньше тратить время на перемещения по городу. Помимо этого, уже к 2030 году доля новых электромобилей на улицах вырастет до 32%, а для них нужна иная инфраструктура, нежели для машин с ДВС. Более того, к 2040 году в ряде развитых стран уже до 80% пассажиров будут использовать для перемещения арендные, а не личные автомобили. Среди них будет немало машин с автопилотом. Наконец, более популярными, чем сейчас, средствами транспорта станут электросамокаты и велосипеды, для которых в городах построят отдельные пути.

Так или иначе, у горожан в будущем будет большое «транспортное меню» из различных средств мобильности. Это позволит радикально сократить выбросы углекислого газа и уменьшить трафик в городах.

«Для развития городов будущего государство, институты развития и девелоперы должны тесно сотрудничать, – комментирует Владимир Щекин, основатель и совладелец Группы «Родина» (девелопер жилого культурно-образовательного кластера Russian Design District). – Застройщики во многом сейчас находятся на переднем крае внедрения современных технологий и практик градостроительства и могли бы поделиться своим опытом с государством и инвесторами при выработке долгосрочной стратегии в области строительства. При этом можно увязать государственные планы, коммерческий интерес банков и девелоперские проекты в рамках государственно-частного партнерства».

Тематические сайты: Недвижимость жилая, Урбанистика
Сайты субъектов РФ: Москва, Московская область
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Группа «Родина» — 98 публикаций
Сайт: rodinagroup.com
Поделиться:

Интересно:

Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
29.10.2024 12:35 Мероприятия
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
В пресс-центре ТАСС прошла конференция, посвященная годовщине освобождения Украины войсками Красной армии от оккупации нацистов и их пособников. Организатор мероприятия - Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации. Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
28.10.2024 18:30 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
«Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными автолюбителям картами благодаря кешбэку на АЗС, за покупку запчастей, автосервис и шиномонтаж.   В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» изучили текущие параметры продуктов всех российских банков. В результате...
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
28.10.2024 18:14 Аналитика
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
В конце сентября 1941 года началась великая битва под Москвой. Это было одно из крупнейших событий Второй мировой войны. Не сумев после Смоленского сражения сходу прорваться к Москве, немцы не успокоились. 6 сентября фашисты приняли новое решение захватить Москву, разработав план операции «Тайфун»...
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
28.10.2024 17:34 Консультации
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
Бизнес в малых городах - это хорошая возможность открыть свое дело, не подвергая себя рискам крупных городов. В их числе высокая конкуренция, сложности с поиском хороших локаций, пресыщенность местных жителей ассортиментом товаров и услуг и др. У бизнеса в малых городах есть своя специфика, зная...