07.10.2021 12:23
Аналитика.
Просмотров всего: 8919; сегодня: 1.

Итоги III квартала на рынке новостроек массового сегмента Москвы

Итоги III квартала на рынке новостроек массового сегмента Москвы

Аналитики компании «Метриум» подвели итоги III квартала на московском рынке новостроек массового сегмента. Объем предложения увеличился на 33%. Средняя цена квадратного метра выросла и составила 256 490 руб. (+2,8% за месяц; +4,5% квартал; +14% за 6 месяцев; +24% за 9 месяцев; +35% за 12 месяцев).

По данным «Метриум», на рынке новостроек массового сегмента г. Москвы по итогам III квартала 2021 года в реализации находились 88 проектов с общим объемом предложения около 15 275 квартир, суммарная площадь лотов составила 765,3 тыс. кв. м. Количество экспонируемых лотов относительно II квартала увеличилось на 33%, а продаваемая площадь увеличилась на 29%.

В III квартале наблюдалось некоторое повышение девелоперской активности: за отчетный период рынок пополнился четырьмя новыми проектами. Застройщиком двух из них является ГК Пик.

В структуре предложения по округам по-прежнему лидирует ЮВАО (29,4%), за квартал его доля увеличилась на 1 п.п. Заметно выросла доля ЗАО (до 18,4%; +5,5 п.п.), где состоялся релиз нового проекта «Матвеевский парк». На 5,5 п.п. снизилась доля ЮЗАО (3,2%) из-за сокращения экспозиции в два раза в единственном проекте локации, таким образом данный округ снова сместился на последнее месте по объему предложения. Почти в равном соотношении сосредоточена экспозиция квартир в САО (16,4%; +2,6 п.п.), и СВАО (13,5%; -1,4 п.п.). В СЗАО доля предложения по количеству квартир составила всего 4,9% (+0,3 п.п.).

По итогам III квартала в структуре предложения по стадиям строительной готовности наблюдалось сокращение за прошедший квартал предложения на 9,4 п.п. в корпусах на этапе отделки (по итогам III квартала доля составила 13,8% от общего объема экспозиции), а также на 0,6 п.п. за аналогичный период в новостройках на начальном этапе (35,2%). Наибольшее количество лотов в реализации представлено в домах на этапе монтажа (46%, +9,5 п.п. за квартал). Во введенных в эксплуатацию домах реализуется всего 5,1% квартир (+0,6 п.п. за квартал).

По итогам III квартала наблюдалось увеличение доли однокомнатных квартир (35,9%, +2,3 п.п.) за счет вывода в продажу значительного количества новых лотов (+1,6 тыс. квартир по сравнению с предыдущим кварталом). Также рынок пополнился большим количеством двухкомнатных квартир (+1,1 тыс. лотов), однако из-за большого спроса на такой формат доля за отчетный период не изменилась и составила 29,9% от всех экспозиции. Доля трехкомнатных лотов равна 14% (-2,4 п.п.), а квартир-студий – 19,2% (+0,3 п.п.) рынка. Многокомнатные лоты занимают наименьшую долю от совокупного объема предложения – 0,9% (-0,2 п.п.).

Доля квартир с отделкой (финишная и white box) продолжает расти и на конец отчетного периода составила 80,5% (+5,2 п.п. за квартал). Более двух третей предложения на первичном рынке новостроек Москвы экспонировалось с финишной отделкой (68,2%), доля выросла за квартал на 7,4 п.п. На квартиры без отделки пришлось 19,5% рынка (-5,2 п.п.), доля квартир с отделкой white box составила 12,3% (+2,5 п.п.).

По подсчетам аналитиков «Метриум», средняя цена квадратного метра на первичном рынке массового сегмента по итогам III квартала составила 256 490 руб. (+2,8% за месяц; +4,5% квартал; +14% за 6 месяцев; +24% за 9 месяцев; +35% за 12 месяцев). Хотя темп роста цен с августа стал замедляться, по итогам сентября был зафиксирован рост средневзвешенной цены квадратного метра, он составил 2,8%. Причина роста цен заключается в повышении строительной готовности корпусов (плановая индексация цен), а также в наращивании экспозиции преимущественно компактных квартир. Доля квартир в корпусах на начальном этапе строительства в августе составляла 45%, а в сентябре – уже 35%. В абсолютном выражении число студий и однокомнатный квартир в сентябре увеличилось на 2% относительно данных августа, при этом общее количество квартир на рынке за аналогичный период сократилось на 6,3%.

Наибольший рост цен по итогам трех месяцев к концу III квартала был зафиксирован в СВАО (+7,2%), ЮЗАО (+7,1%) и ВАО (+4,4%), где произошло плановое повышение во многих проектах. Незначительное понижение цен произошло в СЗАО (-0,3%).

Средний бюджет предложения на первичном рынке новостроек массового сегмента составил 12,85 млн руб. (+1% за месяц; +1% квартал). Рост цены квадратного метра не сильно сказался на средней стоимости квартир из-за сокращения экспозиции трехкомнатных и многокомнатных лотов большой площади, а также снижения средней площади экспонируемых квартир за три месяца на 1,8 кв.м (до 50,1 кв.м).

Тем не менее, за прошедший квартал бюджет предложения вырос на все типологии: студии – на 6,3%, однокомнатные – 3,2%, двухкомнатные – 2,8%, трехкомнатные – 2%, многокомнатные – 1,1%.

К концу III квартала 2021 года средние бюджеты предложения по типологиям достигли следующих значений:

- студии – 7,6 млн руб.;

- однокомнатные – 10,8 млн руб.;

- двухкомнатные – 15,1 млн руб.;

- трёхкомнатные – 19,7 млн руб.;

- многокомнатные – 27 млн руб.

Основные тенденции.

«К концу III квартала 2021 года первичный рынок новостроек массового сегмента восстановился после дефицита предложения в первой половине 2021 года, – резюмирует Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – За прошедший квартал в продажу вышло 4 новых проекта (за I и II кварталы 2021 г. – 8 проектов, всего 12 проектов с начала года), а в реализацию поступило около 10 новых корпусов в новостройках, уже представленных на рынке. Относительно прошлого квартала экспозиция увеличилась на треть, в абсолютном выражении – на 3,8 тыс. лотов, что говорит о высокой активности девелоперов. Таким образом, дефицит предложения, вызванный высоким спросом в начале года, больше не характерен для массового сегмента. Восполнение экспозиции произошло преимущественно в комплексах ГК «Пик» за счет наращивания экспозиции в новых корпусах.  

На протяжении всего квартала наблюдалось плавное повышение стоимости квадратного метра. В сентябре цена за квадрат достигла 256,5 тыс. руб. (+2,8% за месяц; +4,5% за квартал, +24% за 9 месяцев). Средний бюджет предложения увеличился до 12,8 млн руб. (+1% за квартал). Тенденция увеличения стоимости квадратного метра в новостройках сохраняется и носит инерционный характер, однако темп роста стоимости жилья в целом замедляется. Девелоперы выбрали стратегию удержания и плавного увеличения цен за счет смещения экспозиции в сторону квартир небольшой площади, а также плановой индексации цен, связанной со степенью готовности корпусов. Застройщики проводят «ребалансировку» и формируют структуру экспозиции с учетом спроса, делая акцент в новых объемах на наиболее компактных и доступных квартирах. Новый объем на 77% представлен студиями, однокомнатными и двухкомнатными квартирами. Доля трехкомнатных и многокомнатных лотов сокращается.

В конце сентября Центральный Банк РФ повысил ключевую ставку до 6,75% (+1,25 п.п. за квартал). Вследствие такого значительного изменения в скором времени стоит ожидать увеличения ставок по ипотечным займам. По данным ДОМ РФ, в сентябре средневзвешенная ипотечная ставка топ-15 банков на новостройки составила 8,53% (+0,32 п.п. за квартал).

Вероятно, повышение ставок по ипотеке охладит спрос на жилье. Однако стоит отметить, что с июля начали действовать государственные субсидированные ставки для молодых семей, что позволяет поддерживать спрос на ипотечные продукты.

Также стоит обратить внимание на набирающую обороты инфляцию (4,69% с начала года, +1,17 п.п. за квартал), что, с одной стороны, приводит к снижению платежеспособного спроса и сокращению интереса к ипотечному кредиту, а также формирует предпосылки для дальнейшего повышения ключевой ставки ЦБ РФ. Однако, с другой стороны, увеличивает инвестиционную привлекательность жилой недвижимости, которая продолжает расти в цене.

Дальнейшее развитие рынка массового сегмента новостроек «старой» Москвы, вероятнее всего, будет носить спокойный характер, так как присутствует некоторый баланс сил «за» и «против» роста цен и повышения покупательского интереса к новостройкам. Можно предполагать, что до конца текущего года цены сохранятся на прежнем уровне (однако возможны кратковременные локальные коррекции связанные со структурой экспозиции), а спрос начнет восстанавливаться благодаря новому объему предложения и программам кредитования по пониженной ипотечной ставке от застройщиков и их банков-партнеров».

Тематические сайты: Недвижимость жилая, Торговля, дистрибуция, продажи
Сайты субъектов РФ: Москва

Ньюсмейкер: Метриум — 2219 публикаций
Сайт: metrium.ru
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...