На рынке высокобюджетного жилья восстановление после карантина и изменения в потребностях покупателей заметно отличаются от массового сегмента и бизнес-класса. Эксперты компании «СМУ-6 Инвестиции» рассказывают о главных тенденциях на рынке премиальных апартаментов во время пандемии.
Спрос во время карантина
Весной после введения в Москве режима самоизоляции в премиальном сегменте снизилась активность покупателей, причем более существенно это наблюдалось в премиум- классе, чем в остальных сегментах жилья. В апреле относительно марта спрос уменьшился на 68%. По сравнению с показателями 2019 года снижение составило 69%, хотя в массовом сегменте это значение находилось на уровне 50%, а в бизнес-классе – лишь 26%. Если рассматривать только премиальные апартаменты (без учета квартир), то спрос по сравнению с прошлым годом упал еще сильнее – на 84%. В мае ситуация существенно не изменилась ни в одном из классов.
Восстановление рынка
Затишье в премиальном сегменте стало более продолжительным, чем в бюджетных классах. В июне рынок недвижимости начал восстановление: в массовом сегменте спрос уступал 2019 году всего 26%, а в бизнес-классе – 17%. В свою очередь премиальное жилье по-прежнему не пользовалось популярностью – активность покупателей была на 66% хуже, чем год назад. Ситуация изменилась лишь в июле, когда на рынке премиального жилья было заключено сделок всего на 19% меньше прошлого года. В августе же спрос восстановился и превзошел 2019 год на 130%. Премиальные апартаменты вернулись на прежний уровень еще быстрее: уже в июле спрос превышал прошлый год на 32%, а в августе – на 73%. На рынке апартаментов это лучшие показатели среди всех классов.
Загородная недвижимость
После введения ограничений покупатели пересмотрели взгляды на свое идеальное жилье, и многие обратили внимание на загородную недвижимость. Еще в марте, когда компании стали переводить своих сотрудников на дистанционный формат работы, часть столичных жителей предпочла провести это время в подмосковном коттедже. В предыдущие годы спрос на загородное жилье был невысоким, однако весной сначала наступил резкий рост арендованных домов, а затем клиенты перешли к приобретениям. Из-за популярности удаленной работы и изменившихся предпочтений покупателей тенденция все еще сохраняется.
Открытые террасы
Клиенты, которые не могут себе позволить проживать за городом, обратили внимание на лоты с открытыми террасами, поскольку в период самоизоляции появилась необходимость проводить время на свежем воздухе, когда выход из дома был затруднительным. Однако терраса – это уникальное предложение, которого на рынке представлено немного. В доме может быть только несколько таких объектов, которые продаются по более высоким ценам. К примеру, в комплексе премиальных апартаментов «Данилов дом» на верхних этажах находится пять пентхаусов с открытыми террасами.
Безопасность здоровья
Пандемия также послужила дополнительным импульсом к развитию систем для безопасности здоровья. Технологии очистки воздуха и фильтрации воды не являются новыми, но теперь клиенты при покупке жилья обращают на них больше внимания. Кроме того, подходящей системой в изменившейся реальности стало бесконтактное проникновение в дом. В период самоизоляции технологии стали крайне необходимы и для проведения сделок. Застройщики проводили для клиентов виртуальные туры, отправляли 3D-презентации и демонстрировали степень готовности объекта в видеоформате.
Увеличение комнатности
В связи с пандемией отмечается и тенденция на дополнительное пространство. В период самоизоляции большинство москвичей жили дома и обнаружили потребность в уединенной зоне для работы. На рынке премиальных апартаментов эта тенденция ярко выражена. При сравнении периода после начала карантина (с апреля по август) с аналогичным отрезком 2019 года обнаруживается, что доля трехкомнатных лотов от всех покупок возросла с 10% до 31%. Покупатели добавили к желаемому лоту по одной комнате, которой не хватало – это может быть кабинет, игровая комната или пространство другого назначения.
Покупка онлайн
Во время весеннего карантина и застройщики, и покупатели привыкли к дистанционному формату заключения сделок. Происходит диджитализация девелоперов, развиваются онлайн-сервисы по продаже квартир. Клиенты, которые еще не приобретали жилье удаленно, столкнулись с онлайн-процессами в других сферах и настроены менее скептически. Поэтому в случае второй волны ограничительных мер рынок недвижимости не ждут такие потрясения. Кроме того, весной многие покупатели ожидали окончания карантина для заключения сделки в надежде на уменьшение стоимости или появление скидок, но в результате приобрели жилье по более высокой цене. Сейчас очевидно, что цены будут расти и дальше, поэтому нет необходимости откладывать свое решение на время карантина. К тому же внешние факторы не влияют на девелоперов и запуск объектов. К примеру, проект «Данилов дом» финансируется Сбербанком, что гарантирует стабильные темы строительства.
«Рынок премиальных апартаментов тяжело преодолевал пандемию, – рассказывает Алексей Перлин, генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции». – Весной продажи, в основном, велись дистанционно, но покупатели не всегда были готовы к такому формату. Кроме того, во время нестабильной экономической ситуации вкладываться в дорогую недвижимость многим казалось довольно рискованным шагом. Этот период был продолжительным, и восстановление премиального сегмента произошло не сразу. На рынке более дешевого жилья спрос поддерживался льготной ипотекой. В премиум-классе, во-первых, покупатели реже используют заимствованные средства, а во-вторых, стоимость жилья превышает лимит 12 миллионов, установленный в рамках программы субсидирования».