1. Бомба перепланировки.
Из ожидаемых изменений жилищного законодательства 2020 года, по словам Александра Костюкова, в первую очередь, нужно назвать административное наказание лиц за незаконную перепланировку нежилых помещений в многоквартирных домах. До сих пор за аналогичные самовольные действия наказывались лишь физические лица, сделавшие перепланировку в жилых помещениях. Теперь же Госдума занялась и нежилыми помещениями. Соответствующий законопроект уже приняли в первом чтении. Виновных предлагается наказывать штрафами от 4 до 50 тысяч рублей как за переустройство, так и за перепланировку помещений в подвалах и на первых этажах многоэтажек. Но главное в этом деле не размер штрафа, а намерение государства исправить те ошибки, которые были допущены еще в 90-е. Принятие нового для страны закона поможет грамотно регулировать перепланировки в многоквартирных домах, чтобы обезопасить жильцов от действий дилетантов. Однако, по мнению эксперта Костюкова, редакция законопроекта пока выглядит «беззубой», в ней не хватает обязательных норм, которые бы заставили провести тотальную ревизию уже проведенных перепланировок.
Хорошим дополнением к закону, кстати, станут новые правила доступа в жилые помещения многоквартирного дома. Их активно лоббирует Минюст, прежде всего, для обеспечения работы приставов и жилищных инспекторов, которые контролируют перепланировки и работу газового оборудования, выполняют решения суда, связанные с проникновением в квартиру против воли хозяев. Работа по подготовке нового законопроекта только-только началась, поэтому точно прогнозировать его судьбу сейчас довольно сложно. Хотя очевидно, что проблема доступа в частные помещения для контроля общественной безопасности или исполнения решения суда назрела давно. На практике даже при наличии соответствующего решения суда попасть в жилое помещение крайне трудно. Ожидается, что в 2020 году такую практику усовершенствуют, чтобы, например, жилищные инспекции лучше выявляли квартиры с антисанитарией, незаконной гостиницей или самовольной перепланировкой.
2. Налог для самозанятых.
С начала 2020 года в 19 регионах страны вводится эксперимент по взиманию налога на профессиональный доход (налог для самозанятых). Целевая аудитория эксперимента – все «фрилансеры по вызову», услугами которых мы привыкли пользоваться: сантехники, мастера по ремонту бытовой техники, электрики, репетиторы и т.п.
В этом перечне эксперт Александр Костюков особо выделяет класс арендодателей жилья. По новым правилам, они тоже могут получить статус самозанятых, уплачивая всего 4-6% от полученного дохода. «Государство хочет сделать рынок аренды прозрачнее и вывести арендодателей, которые не платят налоги, из тени. Это выгодно и самим собственникам жилья: легально сдавая недвижимость, они могут обратиться в правоохранительные органы или в суд, не боясь афишировать свои доходы», – считает эксперт. Пока же «серый» рынок аренды затрудняет работу всем, в том числе, жилищным управляющим компаниям. Хозяева съемочных квартир, боясь разглашения сведений о себе, уклоняются от любых контактов.
По опыту первых четырех регионов, в которых эксперимент с самозанятыми начался с января 2019 года, доля платящих налоги за год выросла, в среднем, на 30%. По мнению Александра Костюкова, на стоимости аренды жилья это не отразилось из-за высокой конкуренции на рынке, а вот жизнь управляющим компаниям и госорганам это упростило: платящие налоги собственники жилья перестали скрывать, что сдают жилье, многие проблемы организационного и психологического характера стали решаться проще и быстрее. Эксперт ожидает, что в ближайшие три года доля собственников жилья, которые скачают мобильное приложение «Мой налог» для регистрации в качестве самозанятого и уплаты соответствующего налога, вырастет до 50%.
3. Производство и продажа частной электроэнергии.
По мнению эксперта Александра Костюкова, в следующем году на юге России, а затем и в других регионах начнет нарастать популярность установки на крышах домов солнечных батарей. Госдума приняла в третьем окончательном чтении инициированный Правительством РФ закон о производстве электроэнергии микрогенерацией. Излишки электроэнергии теперь можно продавать на розничном рынке при условии, что генерирующая мощность установленных батарей не будет превышать величину максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя и составит не более 15 кВт включительно. При этом энергопринимающие устройства объекта должны быть технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1 тысячи вольт. Производство электроэнергии при этом должно использоваться потребителем в целях удовлетворения собственных бытовых или производственных нужд. Эксперт считает, что молниеносному развитию микрогенераций поначалу будут мешать отсутствие в стране опыта такой работы и излишняя зарегулированность коммунальных организаций.
4. Тарифы без комиссий.
Осенью 2020 года ожидается вступление в силу новых правил, которые запретят «зашивать» в тарифы ЖКХ банковскую комиссию за переводы платежа. К сожалению, в России не редки случаи, когда в коммунальный тариф закладывают не только коммунальные услуги, но и вознаграждение банку (от 1 до 7%). В то же время банк, с которым не заключен договор на прием платежей за коммунальные услуги от населения, принимая платежи, берет дополнительную комиссию с платежа. Постановление Правительства РФ, которое исправит такую несправедливость, уже подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым. Однако на его исполнение отвели почти год, то есть до начала действия новых тарифов на коммунальные услуги. Ожидается, что тем самым банки и другие платежные организации получат стимул для конкуренции, и сами начнут снижать размер своих комиссионных. Кроме того, депутаты Госдумы готовят для внесения в профильный комитет законопроект об ограничении размера комиссии за оплату социально значимых услуг по всем видам платежных систем и банков. По мнению многих экспертов, банковская комиссия в России часто не сопоставима с платежом и при высоком уровне автоматизации процессов необоснованно взимается в процентном соотношении от суммы.
5. Сокращение ГУПов и МУПов.
Еще одно событие, на которое обращает внимание Александр Костюков, это плановое сокращение ГУПов и МУПов, в том числе в сфере управления многоквартирными домами. Госдума утвердила в окончательном чтении поправки к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции». Согласно принятым изменениям, до 2025 года в России существенно сократится количество унитарных предприятий либо вид их деятельности будет изменен. Принятый законопроект затронет судьбу сотен предприятий, которые в 90-е годы буквально спасли социально-экономическую ситуацию в тех сферах, за которые бизнес браться не хотел. В современных условиях деятельность ГУПов и МУПов оценивается больше с точки зрения экономии бюджета, поэтому их место постепенно будут занимать частные предприятия. Однако, унитарные предприятия будут оставаться востребованными на социально значимых рынках, на которых отсутствует конкуренция. Поэтому ГУПы и МУПы будут ликвидировать, в первую очередь, только на конкурентных рынках, таких как, например, управление многоквартирными домами.
6. Учет ТСЖ и ЖСК.
С 2020 года государство усилит учет ТСЖ и ЖСК, которые взяли на себя управление многоквартирным домом. 13 декабря 2019 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, которые определяют начало их работы. Ранее с фиксацией начала работы ТСЖ в качестве управляющей организации в законодательстве была неразбериха. Из-за этого хромала работа по проверке этих организаций органами госжилнадзора, т.к. многие проверки «привязаны» к дате начала работы юрлица. Александр Костюков отмечает внимание государства к слабым местам жилищного законодательства и ожидает, что 2020 году такая работа будет усилена.