Аналитики компании «Метриум» подвели итоги года на рынке новостроек бизнес-класса Москвы. Объем предложения сократился за год на 2,8%. Средняя цена предложения увеличилась на 1,6% и составила 241 745 руб. за кв. м.
По данным «Метриум», на первичном рынке новостроек бизнес-класса по итогам 2019 года в реализации находилось 97 проектов с совокупным объемом предложения около 14 140 квартир (1,06 млн кв. м). В сравнении с показателями 2018 года количество экспонируемых квартир сократилось на 2,8%, продаваемая площадь – на 1,6%. За год на рынок вышло 17 новых проектов, в том числе 6 из них – в IV квартале.
По административным округам наибольший прирост объема предложения за последний год зафиксирован в Западном (+7 п.п, 22,4%) и Южном (+5,5 п.п., 14,5%) округах. В САО – прежнем лидере по числу экспозиции – напротив, отмечается заметное уменьшение числа продаваемых квартир (на 7 п.п., до 13%). Доли остальных округов претерпели изменения в пределах ±3 п.п.
На конец 2019 года структура предложения по этапам строительства существенно сместилась в сторону более высоких стадий по сравнению с показателями конца прошлого года. Так, доля предложения в объектах на нулевом цикле строительства сократилась с 27,6% до 15,8% (-11,8 п.п.), а на стадии монтажа этажей – выросла с 30,2% до 36,6% (+6,4 п.п.). Такое изменение предложения связано с высокими темпами строительства объектов, в частности, вышедших на рынок в конце прошлого года. Доля квартир в корпусах на стадии отделочных работ практически не изменилась и составила 25,5% (+0,2 п.п.), в готовых домах – увеличилась до 22,1% (+5,2 п.п.).
В структуре предложения по типологиям лидирующую позицию занимают двухкомнатные квартиры (41,7%, 0,0 п.п.). Однокомнатные и трехкомнатные лоты также являются одними из наиболее распространенных вариантов экспозиции. Их объем предложения составляет более половины из числа всех экспонируемых лотов, распределившись почти в равных долях – 23% (-2,2 п.п.) и 28% (+3 п.п.) соответственно. Заметно меньше экспонировалось многокомнатных лотов (6,1%, 0,0 п.п.), доля студий минимальна – лишь 1,2% (-0,8 п.п.) всего объема предложения.
В общем объеме предложения преобладают квартиры без отделки (78,8%, +0,8 п.п.). На лоты с отделкой white box приходится 13,2% экспозиции, что на 2,2 п.п. выше показателя 2018 года. Оставшиеся 8% составляют квартиры с готовой отделкой (-3 п.п.).
По подсчетам аналитиков «Метриум», в конце 2019 года средняя цена предложения составила 241 745 руб. за кв. м. По сравнению с третьим кварталом показатель увеличился на 1,6%, в годовой динамике рост составил 5,8%.
В разрезе округов наблюдается увеличение цен практически во всех локациях. Значительный рост среднего показателя отмечен в ЮВАО (+19,5% до 207 950 руб./кв. м), ЦАО (+11,9% до 272 930 руб./кв. м) и ЗАО (+10,1% до 255 030 руб./кв. м). Главной причиной таких корректировок стало непосредственно повышение цен в проектах. Рост также отмечен в ЮАО (+9,3%), САО (9,1%), ЮЗАО (4,6%) и СЗАО (1,3%). Снижение среднего ценового уровня зафиксировано только в ВАО и СВАО (ввиду изменений структуры предложения), где в первом случае произошло снижение цены на 8,1% до 210 120 руб./кв. м, во втором – на 5% до 203 340 руб./кв. м.
По итогам 2019 года средневзвешенная стоимость квартир бизнес-класса составила 18,2 млн руб., увеличившись на 8,3% за год. В разрезе типологий отмечена следующая динамика:
– студии – +23,8% (до 8,5 млн руб.);
– однокомнатные – +6,9% (до 11,2 млн руб.);
– двухкомнатные – +9,7% (до 16,8 млн руб.);
– трехкомнатные – +2,5% (до 23,1 млн руб.);
– многокомнатные – +2,3% (до 33,8 млн руб.).
Основные тенденции 2019 года.
Снижение девелоперской активности.
«В 2019 году в реализацию поступило наименьшее за последние четыре года число новых проектов – всего 17 ЖК, тогда как в 2016-2018 гг. показатель не опускался ниже 20 комплексов, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Снижение динамики выхода новых проектов – общий тренд на рынке новостроек Москвы. Стоит отметить, что в бизнес-классе он проявился в меньшей степени. В частности, в массовом сегменте квартир в 2019 году на рынок вышло на 10 комплексов меньше, чем в 2018 году, а в бизнес-классе – всего на четыре. Объем предложения при этом сократился, но не критично – на 3%».
Рост цен.
К концу года средняя цена квадратного метра составила 241 745 руб. за кв. м. За 12 месяцев показатель вырос практически на 6% (с 228 525 руб. за кв. м) и на 8% относительно конца 2017 года (223 455 руб. за кв. м). В некоторых округах годовая динамика достигла 10-19%. Рост цен в 2019 году был спровоцирован переходом рынка на эскроу-счета. В течение года отмечена как более активная динамика стоимости квартир по мере повышения стадии строительной готовности, так и довольно высокий уровень стартовых цен в новых проектах / очередях.
Сокращение размеров приобретаемых квартир.
В 2019 году средний размер проданного лота в бизнес-классе составил 62 кв. м, тогда как годом ранее показатель находился на уровне 66 кв. м, в 2016 году – 72 кв. м, а в 2014 году – 80 кв. м. В предложении в 2017-2019 гг. средняя площадь квартиры не претерпевала таких изменений и колебалась в пределах 74-77 кв. м, а снижение показателя было отмечено раньше. Так, в 2014 году средняя площадь экспозиции находилась на уровне 93 кв. м. Любопытно, что в структуре спроса средние площади купленных студий, одно- и двухкомнатных квартир практически не имеют различий между массовым и бизнес-сегментами (в пределах 3 кв. м). При этом разница между средними размерами трехкомнатных и многокомнатных лотов достигает 7-13 кв. м.
Прогноз на 2020 год.
«По нашим ожиданиям, девелоперская активность в сегменте вырастет, что окажет влияние и на динамику предложения, – резюмирует Мария Литинецкая. – По итогам года можно предположить небольшой прирост объема экспозиции. Географически серьезных перемен не произойдет. Проекты бизнес-класса захватывают преимущественно западную часть города вплоть до МКАД, восточные направления – в районе ТТК. В конкурентной борьбе все больше внимания будет уделяться качеству продукта и разнообразию линейки квартир. В том числе, в новом году должна проявиться тенденция к увеличению предложения с отделкой white box и с финишным ремонтом».