Накануне группа компаний «Монолит» провела масштабное исследование среди существующих и потенциальных клиентов, целью которого было составить каталог данных о сегментации рынка недвижимости на 2020-2021 гг., со всем многообразием планировок, информацией о предпочтениях будущих покупателей первичной недвижимости. Исследование показало, как будет меняться цена на недвижимость в ближайшие годы.
Артур Дубровский, руководитель отдела маркетинга ГК «Монолит»:
«Мы уверены, что должны давать рынку недвижимости и клиентам то, что они желают. Когда наши квартиры соответствуют ожиданиям, то и клиенты счастливы, и квартиры продаются без проблем. Это, как и с любым другим продуктом. Если вы придёте в магазин за хлебом, то как бы продавец ни пытался продать молоко, вы скорее всего его не купите. Так и на рынке недвижимости. Недостаточно просто построить многоквартирный дом. В Крыму проживают более двух миллионов человек, каждый из них индивидуален. Понятно, что мы не можем строить квартиры под каждого жителя, это невозможно, но в наших силах максимально учесть интересы всех групп. На это и было направленно одно из последних наших исследований – на определение тех качеств жилья, которые нужны разным группам людей: молодым парам, семьям с детьми, одиноким людям и так далее».
В опросе приняло участие около 400 человек. Он проводился в социальных сетях среди жителей Республики Крым, которые планируют приобрести недвижимость.
Сейчас большая часть проектов ГК «Монолит» – это проекты комплексного освоения территории, то есть компания строит не просто дома, а предусматривает школы и детские сады, офисы, магазины, медицинские центры, поэтому дефицита в новой инфраструктуре нет. В основном люди отдают предпочтения новым микрорайонам, потому что там все новое. Среди инфраструктурных объектов самое главное для будущих жильцов – это наличие детских садов рядом, далее следуют парк, школа, а потом уже больницы и поликлиники.
Для разных групп людей нужны разные типы квартир. Молодой семейной паре часто достаточно однокомнатной квартиры. При этом эти люди обычно предпочитают классическую однокомнатную квартиру, в которой есть отдельная спальня и отдельная кухня, а не квартиры формата студии, где кухня объединена с гостиной. А вот если они выбирают двушку, то предпочтут ту, в которой спальня отдельная, а вот вторая комната совмещена с кухней. В таких кухнях-гостиных удобно принимать гостей. Одинокая молодежь не против и студий, когда кухня и спальня – одно пространство без стен. Это такой дерзкий и молодежный формат, и с точки зрения соотношения стоимости и функционала он оптимальный. «Монолит» построил целый жилой комплекс по такому формату, и ориентирован он именно на молодежь.
«Монолит» выяснил, какая квадратура жилья является для них наиболее комфортной. Для стандартного жилья студии имеют площадь 30-40 кв. м, однокомнатные – от 35 до 42 кв. м в зависимости от типа планировки, двушки – от 50 до 65 кв. м, трешки – 75-85 кв. м. В сегменте «комфорт-класс» размеры больше, а в сегменте более доступного, упрощенного жилья – меньше. Компания стремится максимально разнообразить предложение, поэтому в «Монолит» введена классификация размеров квартир, которую применяют при размере одежды от XS до XL.
«Благоустройство – один из самых важных факторов при принятии решения о покупке, даже важнее, чем стадия готовности комплекса, - рассказывает Артур Дубровский. - Люди больше не выбирают просто квартиры, они покупают среду для отдыха, прогулок, общения. Все сегменты без исключения хотят видеть во дворе зрелые зеленые насаждения, специальные детские площадки для разных возрастов и иметь в непосредственной близости зоны для выгула животных. Но и различия есть: например, в сегменте доступного жилья клиенты хотят иметь парковки во дворах, что позволяет и безопасно хранить автомобили, и подъезжать с покупками прямо к подъездам. А вот в сегменте стандартного жилья готовы отказаться от парковки под окнами ради безопасности самого двора, в котором можно отпускать гулять детей, не боясь за их жизнь. В сегменте «Комфорт» вообще предпочитают закрытый двор, в который не могут попасть посторонние».
Ипотекой пользуются 15-20% всех покупателей. В дальнейшем возможно незначительное повышение процента покупателей через ипотеку, так как на материковой части России доля их намного выше.
Квартиры главным образом покупают для жизни. На материковой части России средний показатель обеспечения жильём равен 24,4 кв. м на одного человека. В том же Симферополе этот показатель – всего 16 кв. м. То есть жилья не хватает, поэтому в основном люди покупают квартиры для жизни.
Сейчас вступили в силу изменения в законодательстве – как следствие цены могут подняться. Дело в том, что раньше по закону застройщикам не обязательно было иметь деньги на строительство всего проекта сразу. Нужна была только часть: на проектирование, юридическое оформление объекта, начало работ. А дальше застройщик продавал квартиры и мог строить в том числе за счёт продаж. Сейчас же застройщик вынуждены брать кредит на строительство и это не может не отразиться на цене. Сегодня средняя цена на рынке первичной недвижимости – около 70 000 рублей. То есть однокомнатная квартира стоит около 2 млн 800 тыс. С учетом изменений в законе цена уже в следующем году может вырасти ещё на 5%.