Аналитики компании «Метриум» подвели итоги III квартала на московском рынке новостроек массового сегмента. За три месяца объем предложения увеличился на 2,4%. Средняя цена предложения – на 2,2% и составила 171 555 руб. за кв. м.
В конце III квартала 2019 года на первичном рынке жилья массового сегмента было представлено 91 новостроек с общим объемом предложения около 16 950 квартир. В сентябре отмечено снижение показателя (-1,9%), однако суммарно за три месяца он увеличился на 2,4%. Общая реализуемая площадь также показала положительную динамику (+2,8%), к концу квартала достигнув 0,933 млн кв. м.
За отчетный период рынок пополнился девятью новыми проектами, четыре из которых представляют собой не новое строительство, а реконструкцию уже построенных домов.
В Юго-Восточном административном округе реализуется четверть всего предложения рынка (25,9%), однако за квартал его доля снизилась на 5,4 п.п. На втором месте по объему экспозиции с большим отрывом находится ЮАО (15,3%, -0,2 п.п.), на третьем – САО (14,9%, +0,6 п.п.). Самый заметный рост доли квартир отмечен в Западном административном округе – с 10,9 до 14% (+ 3,1 п.п.).
После значительного сокращения в первом полугодии доли квартир в корпусах на начальном этапе строительства (с 46% в декабре 2018 г. до 14% в июле 2019 г.), к концу III квартала этот показатель снова стал увеличиваться и достиг 24,2% (+9,2 п.п.), отмечают в «Метриум». Доли предложения в остальных объектах уменьшились: в корпусах на стадии строительно-монтажных работ – на 6,5 п.п. (до 43,7%), на этапе отделки – на 1,3 п.п. (19,5%), во введенных в эксплуатацию домах– на 1,4 п.п. (12,6%).
За квартал доля студий увеличилась на 0,9 п.п. (6,7%), а однокомнатных лотов сократилась на 1,3 п.п. (29,6%). Двухкомнатных квартир в структуре стало больше на 0,9 п.п. (41,8%), а трёхкомнатных – меньше на 0,5 п.п. (20,0%). Доля многокомнатных лотов не изменилась – 1,9% рынка.
По подсчетам аналитиков «Метриум», средняя цена предложения на рынке новостроек массового сегмента за квартал увеличилась на 2,2% и составила 171 555 руб. за кв. м (рост за сентябрь – 1,4%). Во многих проектах цены на квартиры повысились, что вызвало рост средней цены предложения в шести округах из восьми, в том числе в САО (на 3,7%), ЮВАО (на 3,5%), ВАО (на 2,4%), СВАО (на 1,0%). Весомое сокращение среднего ценового уровня (-2,8%) произошло в только Западном округе ввиду того, что здесь вышел новый проект за МКАД с ценами ниже среднерыночных.
В сентябре бюджет квартир массового сегмента составил в среднем 10,05 млн руб., что больше значения июня на 2,5%. Средняя стоимость студий показала прирост на 2,7%, однокомнатных квартир – на 1,4%, двухкомнатных – на 3,5%, а трехкомнатных – на 2,8%. Данный показатель уменьшился лишь по многокомнатным лотам (-1,9%).
Основные тенденции.
«В III квартале 2019 года на первичном рынке жилья массового сегмента появилось девять новых проектов, что почти в два раза меньше, чем в июле-сентябре 2018 г., и во столько же больше, чем в аналогичном периоде 2017 года, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум», участник партнерской сети CBRE. – Пять из них реализуются с помощью системы эскроу-счетов, а четыре – без нее. Особенность последних заключается в том, что это не новое строительство, а реконструкция уже построенных зданий. Продажи ведутся по договору купли-продажи или ЖСК. Примечательно, что два из этих комплексов характеризуются очень мелкой квартирографией – площади варьируются от 11 до 19 кв. м (оформляются как жилые помещения, а не квартиры). На московском рынке такие предложения появились впервые. Не удивительно, что оба комплекса попали в рейтинг самых доступных предложений (от 3,1 млн рублей).
В целом на рынке новостроек массового сегмента за три месяца работы системы на новые правила перешло (полностью или частично) 16 проектов (это 18% рынка). По количеству лотов доля такого предложения составила 20% (3,4 тыс. квартир).
В сентябре средняя цена кв. м на первичном рынке жилья массового сегмента выросла на 1,4% и побила новый рекорд, достигнув 171 555 рублей. За квартал рост составил 2,2%, а с начала года – 5,6%. Средний размер скидки при этом стабилен – 4%».