Поступления имущественных налогов – важная часть доходов региональных бюджетов, однако по существу они не оказывают существенного влияния на формирование бюджетов субъектов России. На начало года доля таких налогов с физических лиц в консолидированном бюджете субъектов России составила всего 2,5%, сообщается на сайте Счетной палаты Российской Федерации.
«Земельный налог и налог на имущество физлиц – это налоги, которые должны фактически формировать бюджеты муниципальных образований. Они вообще несостоятельные по своей сумме и не могут никак обеспечить даже в какой-то минимальной степени необходимые расходы муниципальных образований. Они даже несоизмеримы с коммунальными платежами», - заявил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин на Коллегии. Такой вывод он сделал по итогам проверки администрирования имущественных налогов на примере Смоленской и Ивановской областей и их административных центров. Эти регионы были выбраны поскольку ситуация с собираемостью данного налога там типичная для большинства субъектов России.
На их примере Счетная палата выявила системные проблемы, которые характерны в целом для страны. Первая – это высокая задолженность по уплате. Она, как отметил аудитор, на 1 января 2019 года сравнялась с годовой суммой поступлений. А общая собираемость за год упала в среднем на 2,5%. В региональном разрезе разброс более заметный. Если в Ивановской области падение составило 1,2%, то в Смоленской – уже 18,3%. «Собираемость по итогам 2018 года составила 87% по стране и 83% в Смоленской области», - пояснил Сергей Штогрин.
Здесь Счетная палата обозначила следующую проблему – «значительное количество объектов налогообложения, в частности земельных участков, не стоит на налоговом учете». Так, например, в 2017 году в Смоленске свыше 2,6 тыс. земельных участков площадью 2,43 млн кв. метров находились в базе данных Росреестра, но их не было в налоговых органах. В городе Иваново таких территорий в 1,6 раза больше. В результате бюджеты городов потенциально могли бы получить порядка 69 млн рублей и 90 млн рублей соответственно при условии, что все объекты, не состоящие на налоговом учете подлежат налогообложению.
Кроме того, кадастровая оценка объектов недвижимости не всегда проходит корректно. Стоимость квадратного метра соседних участков может в итоге различаться в сотни раз. «Удельный показатель кадастровой стоимости у одного земельного участка в одном кадастровом квартале города Смоленск составляет 2,15 руб., а у соседнего — 1464,29 руб. за кв. метр. Естественно, что налог и налоговая база по первому участку ничтожны по сравнению с соседним», - привел пример аудитор.
По словам заместителя руководителя ФНС Светланы Бондарчук, служба и Росреестр в текущем году заканчивают реализацию совместного проекта, который позволит вовлечь муниципалитеты в процесс верификации баз данных. «Не вся информация, необходимая для налогообложения, присутствует в учетной системе, потому что, в частности, не были своевременно приняты решения органами местного самоуправления по установлению категорий земель и/или видов разрешенного использования. Это приводит к невозможности определения кадастровой стоимости и, как следствие, невозможности исчислить налог на данные объекты. Кроме того, Минэком подготовлен в этом году законопроект по упрощенному порядку выявления правообладателей ранее неучтенных объектов недвижимости. Примерно по 800 тыс. земельных участков и объектов капитального строительства, о которых мы знаем, мы не можем исчислить налог, потому что у нас полностью отсутствуют данные о правообладателях, либо присутствуют в недостаточном объеме», - пояснила она.
Среди проблем Сергей Штогрин назвал недостатки программного комплекса, с помощью которого территориальные органы ФНС начисляют имущественный налог с физлиц. Форматно-логический контроль проходит некорректная информация, которая поступает из Росреестра и из ГИБДД. «Если есть ошибки, которые не выявляет программа – они должны быть отслежены и проверены инспектором. В проверяемых двух субъектах на одного инспектора приходится проверить 50-100 тыс. объектов. Что сделать физически очень сложно, невозможно», - сообщил аудитор.
Также вызывает вопросы начисление транспортного налога с повышающим коэффициентом. Он действует для автомобилей стоимостью от 3 млн рублей. Перечень дорогостоящих машин ежегодно размещает Минпромторг на своем официальном сайте. В нем не оказалось таких представителей премиального класса как Tesla Motors Model S, Mercedes Benz S63 АМG 4МАТIС Limousine L и Bugatti Veyron Grand Sport. А для некоторых «списочных» машин повышающий коэффициент не применяется в первый год выпуска. «Мы результаты рассматривали вместе с налоговой службой и пришли к общему мнению, что нужно совершенствовать механизм исчисления налога с дорогостоящих автомобилей. Сделать его более простым, логичным, чтобы кому положено, тот и платил повышенные ставки налогов», - констатировал Сергей Штогрин.