20 мая 2019 года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области заслушали отчет на тему: «О работе с документами по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, принятыми по экстерриториальному принципу».
Предоставление услуг Росреестра по экстерриториальному принципу предусмотрено вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Южноуральцы все активнее используют данную законом возможность зарегистрировать право собственности и (или) поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости вне зависимости от его места нахождения. Как следует из информации, которую предоставила начальник отдела регистрации недвижимости в электронном виде Управления Росреестра по Челябинской области Светлана Шункова, количество дел, поступивших на госрегистрацию прав и кадучет по экстерриториальному принципу постоянно увеличивается. Так, в 2017 году только их отделом (сюда поступают документы из пункта в г. Челябинске) принято 4019 дел в отношении объектов недвижимости, расположенных в иных субъектах РФ, в 2018 году – 5773, в 1 квартале 2019 – 1322, а в апреле – уже 1250 дел. В целом по области (в результате приема документов во всех 12 пунктах по «экстеру») также имеет место подобный рост: в 2017 году – 5914 дел, в 2018 году – 6454.
Кроме того, специалисты указанного отдела Управления Росреестра осуществляют необходимые действия с документами в отношении объектов недвижимости, расположенных в городе Челябинске, Красноармейском и Сосновском районах Челябинской области, заявления по которым были приняты в других регионах страны. Объем работы по данной категории дел также увеличивается. Если в 2017 году было обработано 917 пакетов документов, то в 2018 году их уже было 2489, за четыре месяца текущего года – 784.
Напомним суть экстерриториального принципа. Если, к примеру, житель Челябинской области имеет недвижимость на территории иных субъектов Российской Федерации, то ему не придется выезжать туда, чтобы подать документы на проведение учетно-регистрационных действий со своим имуществом. Он может сделать это в любом из 12 офисов, специально выделенных на Южном Урале (их перечень размещен на сайте Росреестра). Далее вся работа будет проводиться двумя управлениями Росреестра, а заявителю останется только получить готовые документы в том же офисе, куда он обращался первоначально.
Другая ситуация: недвижимость находится на территории Южного Урала, а её владелец – в другом регионе России (уехал туда на новое место жительство, отправился в командировку и т.п.). Возникла необходимость данный объект недвижимость продать, подарить или другое. Для оформления ему не надо возвращаться в Челябинскую область. В этих целях собственник может обратиться в любой удобный для него (специально выделенный для экстерриториального приема) офис приема-выдачи документов в городе (районе), где он проживает в текущий момент. Территориальный орган Росреестра, работающий в том регионе, произведя все предусмотренные законом процедуры, направит дело в Управление Росреестра по Челябинской области, которое и осуществит все заявленные владельцем действия. Готовые документы после проведения необходимой правовой экспертизы, подписанные южноуральским регистратором и заверенные печатью, вернутся в обратном порядке для выдачи заявителю в регион, откуда поступили.
Перечень офисов, осуществляющих прием заявлений по экстерриториальному принципу в Челябинской области:
г. Челябинск, ул. Ш. Металлургов, д. 35 Б.
г. Агаповка, ул. Школьная, д. 49 А.
г. Аша, ул. Кирова, д. 59.
п. Аргаяш, ул. Ленина, д. 16.
г. Верхнеуральск, ул. Мира, д. 85.
г. Карталы, ул. Калмыкова, д. 6.
г. Катав-Ивановск, ул. Красноармейская, д. 68.
г. Куса, ул. Ленина, д. 18.
г. Магнитогорск, ул. К. Маркса, д. 79.
с. Октябрьское, ул. Ленина, д. 36.
с. Еткуль, ул. Переулок 13, д. 4.
г. Миасс, ул Академика Павлова, 32.
Миасс Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.