К такому выводу пришли аналитики «НДВ-Супермаркет недвижимости». Если в 2014 году средняя площадь квартиры массового сегмента и бизнес-класса (без учёта премиальных лотов), приобретённой на первичном рынке, составляла 70,2 кв. м, то в 1 квартале 2019 года на 18,8% меньше – только 57 кв. м.
Самое серьёзное сокращение площади в структуре спроса ощущалось на фоне кризиса 2014-2015 гг.: тогда за один год показатель снизился с 70,2 кв. м до 61,7 кв. м, то есть на 12,1%. Дальнейшее снижение было намного более плавным, но постоянным: с 2014 года средняя площадь квартир, купленных в новостройках, ни разу не росла.
– Тенденция, которую мы видим, сохранится ещё какое-то время, – комментирует Татьяна Подкидышева, директор по продажам «НДВ-Супермаркет недвижимости». – Бюджет покупки жилья на первичном рынке продолжает сокращаться, и самый простой способ сэкономить – оказаться от излишней жилплощади. К тому же растёт спрос на однокомнатные квартиры и студии, что неизбежно скажется на статистике в текущем году, ведь 57 квадратных метров – это всё же средняя площадь двухкомнатной квартиры. Можно сказать, что сегодняшняя ахиллесова пята девелоперов – неверная квартирография, что делает услуги квалифицированного консалтинга на рынке недвижимости как никогда насущными. Некоторые проекты после анализа в агентстве недвижимости переделывают до неузнаваемости, меняя соотношение комнатности, совершенствуя планировки, избавляясь от нерационально используемых площадей.
Колебания спроса на квартиры той или иной комнатности за последние пять лет не настолько постоянны: например, двухкомнатные квартиры обогнали по популярности однокомнатные в 2016 году: 37% и 34% соответственно. Однако на сегодняшний день доля однокомнатных квартир, впервые превысив 40-процентную отметку (41,6% в 1 кв. 2019 года), намного выше любых других: на двухкомнатные приходится 33,2% спроса, на трёхкомнатные – 18,1%, на четырёхкомнатные – 1,9%. Последние продемонстрировали самую стремительную отрицательную динамику, доля четырёхкомнатных квартир за пять лет сократилась втрое: с 5,41% до 1,85%. Максимальный рост популярности показали студии: сегодня их выбирают 7,6% новосёлов, тогда как пять лет назад этот показатель составлял менее 1%.