За последний год спрос на покупку нежилых помещений на первых этажах новостроек вырос на 20%, выяснили эксперты ГК «Атлант», по итогам изучения структуры обращений в своих проектах. При этом 90% обращений, касаются новых микрорайонов, вокруг которых нет ранее сформированной инфраструктуры.
Эксперты ГК «Атлант выделили основные драйверы роста спроса на покупку подобных помещений.
Рост цен на недвижимость.
За последние полгода коммерческими помещениями в новостройках стали чаще интересоваться частные инвесторы, исключительно с целью дальнейшей перепродажи по более высокой стоимости. «Сейчас новостройки находятся в стадии активного роста цен, из-за последних изменений в строительной отрасти, а также в связи с повышением НДС, - говорит Роман Лябихов, генеральный директор ГК «Атлант». – По этой же причине по итогам прошлого года доля инвестиционных сделок с квартирами в наших проектах выросла практически в два раза. В то же время мы отмечаем и рост количества подобных сделок и с коммерческими помещениями».
В силу ограниченного объема предложения, коммерческие помещения в ЖК – это отчасти менее конкурентный, чем квартиры продукт. На объект с хорошими потребительскими характеристиками собственник достаточно быстро сможет найти арендатора. А доходность от сдачи в аренду коммерческих помещений на первых этажах, как правило, существенно больше, чем у квартир. При этом бюджет покупки коммерческой недвижимости в новостройках сегодня может быть сопоставимым со стоимостью квартиры, что делает подобные инвестиции доступными для широкого круга потребителей.
Рост популярности магазинов «у дома».
Другим фактором, стимулирующим спрос на коммерческие помещения в новостройках, стало активное развитие внутренней инфраструктуры в новых жилых комплексах. Если раньше большинство людей предпочитало ездить за покупками в крупные молы, которые зачастую находились в других районах или даже соседних городах Подмосковья. То сегодня, напротив, многие приобретают товары преимущественно в магазинах «у дома», либо в небольших районных ТЦ, поскольку это гораздо удобнее. В связи с этим помещение на первом этаже в густонаселенном жилом районе стало более привлекательным. Такими объектами часто интересуются предприниматели, планирующие открыть продуктовые и хозяйственные магазины, обучающие студии для детей и взрослых, предприятия службы была, аптеки и салоны красоты, - словом, все, что входит в перечень повседневных потребностей жителей. Причем повышенным спросом пользуются помещения в новых микрорайонах: ведь в этом случае предприниматель, открывающий магазин «у дома» или предприятие из сферы службы быта, получает достаточно большую целевую аудиторию при отсутствии конкурентов. «Причем по нашим оценкам около 65% покупателей в данном случае составляют сами жители района, в котором расположена новостройка», - отмечает Роман Лябихов.
Также востребованными остаются коммерческие помещения, выходящие на улицу с высоким трафиком, которые могут расцениваться как «полноценный» стрит-ритейл».
Рост спроса на готовый арендный бизнес.
Бурное развитие стрит ритейла в новых микрорайонах, в свою очередь, также стимулировало и рост количества покупок коммерческих помещений в новостройках в качестве арендного бизнеса. Далеко не все начинающие предприниматели, которые открывают небольшой магазин или салон услуг хотят сразу инвестировать в покупку собственного помещения. А для ряда бизнесов, которые обычно «приходят» в новые микрорайоны на несколько лет (небольшие несетевые магазины по продаже строительных материалов, а также фирмы занимающиеся производством и установкой входных дверей, пластиковых окон) просто выгоднее и удобнее взять помещения в аренду, чем приобретать собственное, а после занимается его перепродажей. Но поскольку сами застройщики, как правило, не сдают помещения в аренду, а спрос на подобные площади есть, этим активно начали заниматься инвесторы, в том числе и частные.
«Доходность коммерческого помещения в целом выше, чем квартиры, - считает Роман Лябихов. - При этом если рассматривать коммерческую недвижимость разного назначения, то помещения стрит-ритейл являются одними из самых высокодоходных. Помимо этого, объект стрит-ритейла обладает и высокой ликвидностью». Другое дело, что сам выбор объекта для арендного бизнеса – дело более сложное, чем выбор квартиры. Однако, в крупном новом микрорайоне, в котором полностью складывается новая инфраструктура, пользоваться спросом будет практически любое коммерческой помещение.