По оценкам экспертов «НДВ-Супермаркет недвижимости», в 2019 году вырастит спрос на коммерческие помещения в составе жилых комплексов на 5-10%. Это подтолкнет ставки аренды и цены продаж вверх. Однако рост цены может быть компенсирован выводом в продажу нового объема предложения.
В ближайшие два года на рынок новостроек выйдет большой объем жилых квадратных метров, первые этажи которых отданы под коммерческие площади для создания инфраструктуры строящихся микрорайонов. Кроме того, в составе некоторых проектов запроектированы небольшие торговые центры от 5 до 10 тыс. кв.м.
Эксперты НДВ уверяют, несмотря на внушительные объемы жилья, рост НДС и переход на эскроу-счета, объекты будут обеспечены высоким спросом со стороны представителей малого и среднего бизнеса. Этому будет способность поэтапный выход площадей на рынок, а также чуть понизившийся, но все же активный спрос на жилье. В силу подорожания ипотеки многие застройщики будут вынуждены сдерживать рост цен на квартиры, чтобы не потерять потенциальных покупателей. К тому же, современные проекты – это качественно иной продукт, нежели был представлен 8-10 лет назад.
«В условиях жесткой конкуренции застройщики стали продумывать наполнение инфраструктуры будущего микрорайона еще на стадии разработки концепции. Теперь они изначально знают, где будет расположен супермаркет, где медицинский центр, детский сад или школа; кто из операторов розничной торговли и услуг заинтересуется имеющимся предложением. Поэтому в новых жилых проектах коммерческие площади возводятся под определенный тип арендатора, соответствуя его требованиям по конфигурации, высоте потолков, шагу колонн, наличию витрин и т.д. Таким образом, застройщик старается не просто продать жилые квадратные метры, он создает всю необходимую инфраструктуру, коммерческую среду с продуманной логистикой так, чтобы никто не мешал друг другу», - объясняет Вадим Кашкин, руководитель департамента коммерческой недвижимости «НДВ-Супермаркет Недвижимости».