Сейчас владельцы исторических зданий не заинтересованы их реставрировать, поскольку это связано с большими финансовыми затратами и бюрократическими проволочками. А механизм получения компенсаций из бюджета хоть и прописан в законодательстве, но фактически не работает. Необходимы простые и работающие меры экономического стимулирования, например аналогичные системе налоговых вычетов при покупке жилья. Такое мнение высказал сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Кировской области, эксперт тематической площадки «Культура» в регионе Дмитрий Сергеев.
Проблема сохранения исторических зданий актуальна не только для Кировской области, но и для других регионов России. Согласно действующему законодательству, обязанность по содержанию и сохранению объектов культурного наследия закреплена за их собственниками, которые, как правило, не заинтересованы в их реставрации.
«Для этого необходимо получить разрешение от органов власти, разработать проектную документацию, которая должна пройти госэкспертизу. Не говоря уже о том, что проводить такие работы могут только лицензированные организации, а их услуги стоят на порядок дороже, чем у обычных строительных компаний», – рассказал Сергеев.
Сейчас государство в этой области действует только «методом кнута» – за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия владелец может получить штраф. Но нельзя забывать, что подобные здания не просто являются собственностью конкретных лиц, но и представляют историческую ценность для всех граждан. Поэтому государство должно поощрять людей, готовых вкладывать личные средства в их сохранение. Этот вопрос на днях поднял президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Он назвал одной из стратегических задач содействие предпринимателям, которые берут на себя вопросы сохранения исторического наследия.
Сейчас, согласно федеральному закону об объектах культурного наследия, собственники, вложившие свои средства в работы по их сохранению, имеют право на компенсацию понесенных затрат за счет средств бюджета. Но действие этой статьи закона уже несколько раз приостанавливалось из-за отсутствия порядка выплаты компенсаций, точных нормативов и параметров расчета реставрационных затрат.
«В региональном законе Кировской области тоже прописан соответствующий механизм, но по факту он не работает. Считаю, что нужен иной метод экономического стимулирования – предоставление налоговых льгот. Ведь собственники исторических зданий платят налоги на имущество. Логично было бы предоставить налоговый вычет человеку, который вложил свои деньги в дело сохранения объектов культурного населения. Это выгодно и собственникам, и государству, которое сможет восстанавливать исторические здания за внебюджетные средства. Но во избежание злоупотреблений такие работы должны быть под контролем уполномоченных органов исполнительной власти», – считает Сергеев.