Жизнеспособность проекта в сфере торговой недвижимости сейчас составляет в среднем от 5 до 7 лет, а вскоре сократится до 3 лет, считает Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании Столица Менеджмент.
«Прежде всего, речь идет об устаревании концепции объекта. Раньше торговый центр с продуманной концепцией показывал приличную доходность на протяжении десяти лет. И при этом не требовалось вносить существенных изменений. Однако, в современных экономических условиях и весьма быстротечного изменения потребительских предпочтений такая стратегия невозможна», – говорит Ольга Летютина.
По словам эксперта, реконцепция – это то, чем собственник или управляющий каждого торгового центра должен заниматься ежегодно. При этом, вне зависимости от формата объекта. Только таким способом можно продлить срок жизни и избежать преждевременного морального и экономического износа.
Кроме того, сейчас особые условия предъявляются к архитектуре торгового центра и его планировочным решениям. «Архитектура заключает в себе значительную часть всего потенциала объекта и влияет на продолжительность его жизни. Чем тщательнее проработаны проектировочные решения, тем лучше сформирован задел на будущее: например, для последующей реконструкции или увеличения площадей путем возведения второй очереди, – отмечает Ольга Летютина. – Также актуальность ТЦ и его финансовый успех во многом зависит от того, насколько объект мобилен. Имеется в виду способность к функциональному переосмыслению и перераспределению площадей под нужды конкретных арендаторов, а также к технологическому усовершенствованию. Поэтому строить сейчас необходимо с запасом на будущее, учитывая новые реалии рынка: здание должно обладать возможностью к пространственной трансформации, к внедрению новых форматов торговли и технологических решений – и для конечных покупателей, и для сферы эксплуатации здания».
Подобный подход позволяет в режиме нон-стоп менять концепцию, постоянно обновляя облик торгового пространства и создавая новое ощущение территории, и тем самым поддерживать к себе устойчивый интерес покупателей. Это особенно важно для торговых центров малого формата по причине герметичности района и живущей в нем аудитории. «Например, при проектировании нового торгового центра «Столица» в городе-парке «Первый Московский» мы закладывали возможность обновления и трансформации площадей. Поэтому в основе планировочных решений этажей – open space. Это дает возможность легко менять пространственные решения под запросы конкретных арендаторов», – пояснила эксперт.