Долевое строительство за счет прямого привлечения средств дольщиков всегда было предпочтительнее использования «дорогих» кредитов. Переход на счета эскроу и проектное финансирование лишает застройщиков «дешевых» денег и ломает традиционную практику бизнеса. Следствием этого станет удорожание себестоимости проектов и, соответственно, квартир. Для минимизации негативного эффекта Минстрой занимается проработкой ряда предложений, в том числе о поэтапном раскрытии эскроу-счетов. Как отмечают в АН «Бон Тон», идея интересна с точки зрения экономики проектов, но противоречит самой сути реформы.
Застройщики исторически были ориентированы на прямые продажи конечному потребителю, поскольку данные средства де-факто являлись беспроцентным кредитованием строительства. Банковское финансирование рассматривалось в качестве запасного варианта, используемого в определенных ситуациях. Например, в случае недостаточных темпов продаж на объекте. Переход рынка долевого строительства на счета эскроу предполагает, что застройщики не смогут напрямую использовать «бесплатные» средства дольщиков и будут вынуждены менять модель финансирования проектов. Механизм предусматривает использование банковских кредитов под определенный процент, а деньги дольщиков, которые будут аккумулироваться на эскроу-счетах, подлежат разморозке только после ввода дома в эксплуатацию.
«Застройщики лишаются возможности частичного погашения кредита в ходе реализации проекта. Тело кредита будет расти пропорционально объему выполнения работ, в то время как срок начисления процентов будет соответствовать периоду строительства, - говорит Дмитрий Логинов, руководитель юридического департамента АН «Бон Тон». - Результатом станет повышение себестоимости строительства и, в конечном счете, увеличение стоимости квартир. Парадоксальнее всего то обстоятельство, что банк будет начислять проценты за пользование кредитом, параллельно накапливая на счетах эскроу-деньги дольщиков, которые в конечном итоге и пойдут на погашение этого кредита».
Нелогичность подхода стала одной из причин для критики реформы и появления идеи поэтапного раскрытия эскроу-счетов на самом высшем уровне. Суть предложения заключается в том, что застройщики смогут забирать деньги дольщиков не после окончания строительства, а пропорционально объемам выполненных работ. Средства пойдут на погашение кредита перед банком, что позволит сократить его стоимость и снизить себестоимость реализуемого проекта.
Вместе с этим предложение частичной разморозки эскроу-счетов противоречит основе реформы долевого строительства. Не секрет, что законодательные изменения в сфере долевого строительства стали следствием высокой социальной значимости проблемы обманутых дольщиков. Блокирование цены ДДУ на эскроу-счетах, прежде всего, направлено на дополнительную защиту интересов этой категории граждан. Несмотря на ряд недостатков, у данного механизма есть преимущество в виде гарантированной возвратности средств, направленных на приобретение жилья. Если застройщик не введет вовремя дом в эксплуатацию, то участник долевого строительства получит право на расторжение ДДУ и сможет забрать 100% своих средств со счета эскроу.
«С точки зрения дольщиков поэтапное раскрытие эскроу-счетов устраняет весь возможный положительный эффект от реформы. Если застройщик и банк будут списывать средства пропорционально объемам строительства, то в случае расторжения ДДУ дольщики не смогут вернуть всю сумму денег, указанную в договоре», - подчеркивает Дмитрий Логинов.
В итоге рынок первичной недвижимости оказался перед непростой дилеммой. На одной стороне дольщики, права которых могут быть соблюдены только при 100% возврате средств со счетов эскроу. На другой - застройщики, заинтересованные в минимизации стоимости сопровождения кредита. «Компромиссным вариантом в таком случае могла бы стать нулевая ставка кредита на строительство - при условии, что объем денежных средств на счетах эскроу превышает тело кредита. Однако против такой идеи выступают банки, т.к. это бьет по их доходу», - говорит Дмитрий Логинов. – Сложившая ситуация напоминает известную басню про лебедя, рака и щуку, а перед Минстроем РФ стоит непростая задача по выработке варианта решения этой проблемы».