Почему нарушаются требования противопожарной безопасности в торговых центрах? Что такое пожарный аудит, и с какой периодичностью нужно его проводить? Что такое «достаточность решений», когда речь идет о вопросах безопасности? Об этом и другом говорили эксперты на сессии «Техника противопожарных действий» в рамках международного форума PROEstate.
По словам экспертов, типовыми нарушениями в вопросах противопожарной безопасности – причем не только на рынке торговых центров – можно считать нарушения в эксплуатации электрооборудования: перегрузка по мощности, отсутствие должного обслуживания систем и т.д. «Достичь высокого уровня противопожарной защиты невозможно без профессиональной эксплуатирующей компании, которая сможет обеспечить грамотное обслуживание всех систем на объекте. При проведении арендаторами ремонтных работ, необходимо согласовывать с этой организацией все перепланировки и переустройства. Особенно это касается арендаторов, имеющих технологическое оборудование. Принципиально важным моментом является обучение сотрудников торгового центра, а также персонала арендаторов правильным действиям в случае возникновении чрезвычайных ситуаций», - рассказал Сергей Грибов, руководитель департамента эксплуатации компании RealJet.
Из других важных мероприятий, Вероника Конкина, директор по управлению рисками и внутреннему контролю недвижимости Malltech, отметила плановые и внеплановые проверки работоспособности всех систем объекта, разработку чек-листа по «противопожарным» характеристикам помещения, а также учебные эвакуации.
По словам экспертов, на рынке есть примеры, когда собственник инвестирует большие деньги в оборудование и монтаж систем безопасности, однако пусконаладочные работы проводятся некорректно. В итоге объект находится в зоне риска несмотря на то, что, на первый взгляд, проект обеспечен всеми необходимыми решениями. В вопросах пожарной безопасности важна и помощь государства - нужно создать систему, при которой будет невозможно открыть торговый центр без эффективной страховой защиты. При этом страховая компания не должна иметь возможность оформлять страховку без заключения независимой организации. А если вдруг участники процесса «договорятся», но надзорная проверка через полгода-год зафиксирует какие-то нарушения, страховая компания просто потеряет свою лицензию. Таким образом, система будет контролировать сама себя.
«Для того, чтобы объекты были по-настоящему безопасными, должна вестись активная превентивная работа со стороны собственника, арендаторов, управляющей компании. И в том числе работа с населением. Сегодня, во многих ТЦ - когда проводятся учебная эвакуация или включается пожарная сигнализация, люди просто продолжают заниматься своими делами как ни в чем не бывало. Так быть не должно», - заключила Индира Шафикова, управляющий партнер RedStone.