Финансово-строительная корпорация «Лидер» приняла участие во II ежегодной научно-практической конференции «Бесценные метры: что и за сколько будут строить в Москве?», которая объединила девелоперские компании, брокеров и банки Москвы и Московской области. В конференции были обсуждены самые актуальные, оптимальные и альтернативные решения для дальнейшего развития рынка недвижимости.
Сергей Лобжанидзе, директор инновационной аналитической IT-платформы bnMAP.pro, выступил с подробным анализом рынка новостроек Московского региона. По оценкам экспертов bnMAP.pro, из 6,4 млн кв.м. строящегося жилья около 3,2 млн приходится на «старую» Москву; средний бюджет покупки квартиры в Москве - 19,8 млн руб., в Новой Москве - 6,2 млн руб., в Подмосковье - 4,4 млн руб.; 44% подписанных ДДУ приходится на покупателей жилья в Московской области, 37% - в Москве и 19% - в Новой Москве.
Татьяна Шарова, руководитель Департамента проектного консалтинга и инвестиций компании «БЕСТ-Новострой», представила вниманию участников историю развития рынка элитных проектов Москвы с 2003 года до сегодняшнего дня. До 2010-го доля предложения жилья элитного класса в Москве составляла 7-8%, а к 2018 году она снизилась до 4% от общего объема новостроек. Эксперт связывает это с увеличением объемов строительства жилья массового спроса и с дефицитом площадок под элитную застройку в престижных районах города.
Екатерина Тейн, вице-президент по розничным продажам Группы ПСН, обратила внимание аудитории на то, что за последние несколько лет изменились предпочтения потребителей, и это повлекло за собой перемены в формировании продуктов девелоперов. Например, в настоящее время некоторые крупные проекты делятся на так называемые «пусковые комплексы», когда в первую очередь покупателям предлагаются самые востребованные форматы жилья, такие как студии и двухкомнатные квартиры, а во втором пусковом комплексе - уже трех- и четырехкомнатные квартиры. Это приводит к тому, что в проекте комфорт-класса к моменту ввода в эксплуатацию проданы почти все квартиры.
Олег Ступеньков, руководитель компании «ТОП Идея», в свою очередь, утверждает, что эффективно продавать можно и на переполненном рынке, даже не предлагая скидок и повышая цены. Но для этого необходимо создать уникальную концепцию, которая выделит комплекс среди остальных. К примеру, ФСК «Лидер» запускает свой первый «Умный дом». Президент компании Владимир Воронин утверждает, что это выделит комплекс в сегменте бизнес-класса. Он, также, как и Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту девелоперской группы «Сити XXI век», считает, что для покупателей все более принципиальное значение приобретает энергоэффективность дома, т.е. экономия на эксплуатации жилья. И именно система «Умная квартира» позволит создать комфортные условия и экономить на оплате счетов.
Мария Могилевцева-Головина также затронула такую тему, как экологическая сертификация, которая, по прогнозам, все чаще будет использоваться как инструмент создания добавленной стоимости. Присвоение объекту «зеленого сертификата» считается преимуществом и позволяет продавать жилье на 3-7% дороже. И, если сертифицированный продукт в какой-то момент массово выйдет на рынок, это обязательно скажется на ценообразовании рынка в целом, а экологическая сертификация жилых комплексов станет обязательным условием для строительства жилых комплексов.