Предложенная мера в виде повышения ставки взноса в компенсационный фонд до 6% не оправдывает себя в условиях перехода рынка на использование эскроу-счетов. Как отмечают эксперты АН «Бон Тон», эффект будет нивелирован за счет малого количества проектов, подпадающих под новую ставку.
Одно из нововведений, которое содержится в опубликованном Минстроем проекте изменений в 214-ФЗ, предполагает рост отчислений с каждого договора долевого участия в компенсационный фонд. Ставку планируется поднять с 1,2% до 6%, а сам проект может быть внесен в Госдуму уже в осенней сессии.
Наличие 6% взноса разумно с точки зрения выполнения задач, поставленных перед фондом, но несвоевременно в условиях перехода на эскроу-счета. «Механизм компенсационного фонда создавался в качестве замены страхования ответственности застройщика, комментирует Дмитрий Логинов, руководитель юридического департамента компании «Бон Тон». - Страхование оказалось настолько неэффективной мерой, что вызвало настоящий шквал критики. При этом государство, разрабатывая новые меры защиты прав дольщиков, исходило из того, что «нагрузка» на застройщиков должна быть сопоставимой и не приводить к увеличению себестоимости проектов». Таким образом, в законе были прописаны взносы в размере 1,2%, что соответствовало ставкам, по которым застройщики оформляли страхование, но при этом не учитывало реальных потребностей фонда по выполнению поставленных задач.
Согласно 218-ФЗ, фонд создавался для решения проблем обманутых дольщиков в рамках процедуры банкротства застройщика. Исходя из этого, процент взноса должен быть сопоставим с количеством «банкротных объектов» в отношении к общему количеству проектов строительства.
Согласно статистике, в настоящее время в России возводится 125 млн кв. м жилой недвижимости. При сохранении данных объемов строительства предложенный 6% взнос позволил бы постепенно выйти на суммы наполняемости фонда в объеме, сопоставимом стоимости 7,5 млн кв.м жилья (125 млн Х 6/100).
С учетом статистики банкротств застройщиков 6% ставка не выглядит чрезмерной. Количество кв. м в банкротных процедурах перевалило за 7,5 млн еще в апреле 2018 г. и сейчас, в августе 2018 г., активно приближается к 9,5 млн кв.м.
Несмотря на то, что идея пересмотра ставки выглядит обоснованной, такое повышение, скорее всего, не состоится из-за перехода долевого строительства на эскроу-счета.
«Согласно дорожной карте правительства, к началу 2021 года с использованием счетов эскроу будет заключаться 95% договоров участия в долевом строительстве, - говорит Дмитрий Логинов. - Застройщики, использующие счета-эскроу, по новым правилам освобождаются от уплаты взносов, а это значит, что работа фонда будет постепенно сворачиваться с 1 июля 2019 года. Именно с этого момента эскроу-счета становятся обязательными для всех новых проектов». Объекты, выведенные в продажу в интервале с 20 октября 2017 года по 30 июня 2019 года (по ним выплачиваются взносы до завершения строительства), будут постепенно вытеснены новым предложением.
Дополнительно стоит отметить, что в пакете изменений законодательства о долевом строительстве, принятом в июле 2018, прописана возможность бюджетов субъектов Федерации дофинансировать совместно с фондом объекты, требующие достройки.
Еще один момент – это правило, согласно которому закон обратной силы не имеет. «Проекты, с которых уплачиваются взносы в размере 1,2%, сохранят данную ставку. Предложение Минстроя еще не поступило в Госдуму, и определить сроки принятия законопроекта невозможно, - подчеркивает Дмитрий Логинов. - Большая часть из тех проектов, которые попадают в озвученный выше временной интервал, не подпадут под 6% ставку. Более того, предложение о повышении отчислений в фонд, скорее всего, так и останется проектом и контуры закона не примет».