Каков потенциал развития рынка торговой недвижимости в российских городах и в Иркутске в частности? Какое будущее ждёт ТРЦ в эпоху смены потребительского поведения и снижения покупательной способности? Как выбрать правильную стратегию реновации своего объекта? Об этом и многом другом говорили участники IV байкальского саммита РГУД, прошедшего в Иркутске.
Развитие рынка торговой недвижимости требует от участников отрасли новых нестандартных подходов - с этим согласились все участники дискуссии. В условиях просевшей потребительской активности, высокого уровня конкуренции, а также при активном развитии онлайн-торговли, девелоперы и УК должны создавать для своих объектов новые конкурентные преимущества. Для одного объекта это может быть уникальный развлекательный кластер, генерирующий трафик в ТЦ, для другого – интересный пул арендаторов, для третьего – нестандартная гастрономическая концепция. Но что бы ни выбрал девелопер, все равно приходится держать руку на пульсе, отрасль меняется слишком стремительно, чтобы «почивать на лаврах».
Высокие требования торговым объектам предъявляют не только конечные потребители, но и банки. «Мы считаем, что проекты недвижимости, которые создаются сейчас, должны иметь перспективу долгосрочного развития на 10, 20, 30 лет. Чтобы не стать городу короткими штанишками в виде торговых центров с недостатком парковочных мест и неудобными подъездами», - уверена Наталья Волощенко, директор по продажам крупному и среднему бизнесу Байкальского банка ПАО Сбербанк (Иркутск).
Очевидно, что реновации и реконцепции подвергнутся объекты, не соответствующие потребностям сегодняшнего дня. И таких объектов в России сегодня очень много. Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet, рассказал о том, какие сигналы в работе ТЦ будут свидетельствовать о необходимости его реновации. «Если в ТЦ снижается количество посетителей – это первый и основной сигнал, который говорит о том, что пул арендаторов стал меньше интересовать жителей города. Причины могут быть самые разные — от строительства неподалеку сильного конкурента до изменения потребительского поведения, игнорирующего те группы товаров, на которые вы когда-то сделали ставку. Второй сигнал – арендаторы чаще, чем обычно приходят к вам за скидками. Если скидку обосновывают доказуемым уменьшением товарооборота, это прямое указание на то, что набор арендаторов не удовлетворяет потребности целевой аудитории ТЦ», - рассказал эксперт. Другие параметры, которые необходимо анализировать – изменение конкурентной среды, повышение/снижение спроса на те или иные группы товаров, опросы/анкетирование покупателей в отношении того, зачем они приходят в ваш ТЦ и т. д. «Необходимо постоянно отслеживать количество населения в зоне охвата ТЦ, учитывать влияние на гравитацию других проектов, а также новых строящихся ТЦ, чтобы вовремя принимать меры», - рассказал Михаил Шапошников.
Как бы то ни было, в регионах еще остается достаточно возможностей для маневра и с точки зрения реализации новых проектов ТЦ. По словам Михаила Сафонова, директора по развитию направлений PM и ритейл, «KnightFrank» (Москва), емкость рынка для дальнейшего развития торговой недвижимости в регионах выше, чем в Москве. Хотя и Москве есть куда развиваться. «Мы видим большие перспективы развития торговой недвижимости в регионах России, особенно в городах, где на сегодняшний день отсутствуют качественные проекты. Например, в Якутске, в Махачкале и ряде других городов», - подытожил эксперт.