Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области выступили на семинаре-совещании с органами местного самоуправления, состоявшемся в региональном правительстве.
В повестку дня семинара-совещания, организованного для органов местного самоуправления правительством Челябинской области совместно с областным управлением налоговой службы, были также включены вопросы, относящиеся к компетенции Росреестра.
Так, с информацией о ходе реализации функции по муниципальному земельному контролю на территории нашего региона выступила заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Марина Воронина. Она напомнила, что в соответствии с Земельным кодексом РФ контроль (надзор) за соблюдением земельного законодательства подразделяется на государственный земельный надзор, который осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в том числе Росреестр, а также муниципальный земельный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления.
Муниципальный земельный контроль заключается в постоянном наблюдении за использованием земли как природного объекта и природного ресурса, а также земельных участков и частей земельных участков как объектов земельных отношений в целях проверки их состояния, постоянном контроле за соблюдением собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков принципа платности использования земли.
В ходе него органы местного самоуправления контролируют соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.
Вместе с тем, как показывает статистика, основную роль в реализации контроля за использованием земли на территориях муниципальных образований осуществляют только федеральные органы исполнительной власти. К примеру, в 1 квартале 2018 года госземинспекторами Управления Росреестра было привлечено к ответственности 177 лиц, а по материалам органов муниципального контроля – только 25 (цифры за 1 квартал 2017 года соответственно 161 и 6). И это при том, что пополнение местных бюджетов осуществляется за счет доходов, полученных от налогообложения объектов недвижимости, в том числе земельных участков, а также в результате уплаты штрафов, наложенных при проведении земельного контроля (надзора). То есть органы местного самоуправления являются наиболее заинтересованной стороной по осуществлению контрольных мероприятий по выявлению не оформленных в установленном порядке прав на земельные участки и вовлечению их в налоговый оборот.
Необходимо отметить, что активная работа по осуществлению муниципального земельного контроля и взаимодействию с органами государственного земельного надзора (судя по количеству материалов, поступающих для рассмотрения в Управление Росреестра и привлеченных лиц к административной ответственности) ведется лишь на территории 12 муниципальных образований Челябинской области (Агаповский, Брединский, Верхнеуральский, Еткульский, Златоустовский, Каслинский, Кыштымский, Озерский, Октябрьский, Саткинский, Троицкий, Чебаркульский). На территориях Варненского, Кизильского, Коркинского муниципальных районов, Магнитогорского, Южноуральского, Карабашского, Челябинского городских округов согласно представленным данным работа по осуществлению муниципального земельного контроля практически не осуществлялась.
В заключение выступления Марина Воронина предложила принять ряд мер, направленных на активизацию работы по муниципальному земельному контролю на территории Челябинской области. Так, органам местного самоуправления необходимо разработать и утвердить положение о муниципальном земельном контроле, содержащее основные требования и порядок проведения проверок; рассмотреть вопрос о поощрении должностных лиц путем проведения открытого конкурса «лучший муниципальный инспектор»; продолжить практику по проведению совещаний с Управлением Росреестра с целью обмена опытом, а также совместных проверок по соблюдению земельного законодательства на территориях соответствующих муниципальных образований.
Карабаш Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.