Совмещение нескольких функций в рамках одного девелоперского проекта сегодня является заметным трендом во всем мире. При этом нередко многофункциональными комплексами называются объекты, в которых один из форматов недвижимости значительно превалирует над другим. Аналитики «Метриум» и CBRE провели исследование рынка столичных МФК и составили рейтинг проектов с наиболее сбалансированным соотношением жилой и коммерческой недвижимости.
В рамках исследования эксперты «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) и CBRE собрали информацию обо всех представленных на столичном рынке многофункциональных комплексах. При этом в рейтинге учитывались только те объекты, в которых сочетаются коммерческая (офисы, retail, гостиница и т.д.) и жилая (квартиры и апартаменты) составляющие. Проекты, позиционируемые как МФК, но представляющие разные форматы только одного сегмента, были исключены. Вторым критерием отбора стало наличие квартир и апартаментов в продаже на первичном рынке.
На следующем этапе по всем проектам, прошедшим квалификацию, были собраны данные по площади жилой и коммерческой составляющей. В отличие от других рейтингов, составляемых компанией «Метриум», в данном случае учитывалась общая заявленная площадь по проекту, а не только площадь тех корпусов/очередей, которые представлены в продаже. В итоге по каждому проекту было собрано по две цифры. При расстановке МФК в рейтинге учитывалось соотношение этих показателей – чем ближе к единице, тем выше позиция.
Всего эксперты оценивали 23 жилых и апартаментных комплекса, реализуемых на первичном рынке «старой» Москвы. В общей сложности в них насчитывается 3 млн кв. м коммерческих площадей и 5,1 млн кв. м жилья и апартаментов. Таким образом, среднее по рынку соотношение 63,3% на 36,7% в пользу жилья. При этом на рынке представлены проекты со значительным перевесом (более 90%) как в одну, так и в другую сторону.
Наиболее сбалансированным проектом оказался многофункциональный комплекс «Водный», соотношение жилья и коммерции в котором близко к 50/50. Общая площадь торговых и офисных помещений здесь составляет 110 тыс. кв. м, а квартир и апартаментов – 101,4 тыс. кв. м. Таким образом, на долю коммерческой недвижимости приходится 52%, жилой – 48%. Итоговый балл равен 1,08.
Второе и третье места поделили сразу два проекта – Roza Rossa Boutique Hotel & Apartments и «Парк Легенд». Каждый из них набрал итоговый балл 1,28, а соотношение жилых и коммерческих площадей у них равное – 56% на 44%, но в комплексе Roza Rossa преобладают апартаменты, а в «Парке Легенд» – коммерческая недвижимость.
На четвертой строчке расположился небоскреб «Город Столиц» в ММДЦ «Москва-Сити» – 40% жилья и 60% коммерции (1,5). В первую пятерку также вошел комплекс «Савеловский Сити»: 60,3% квартир и апартаментов и 39,7% (1,52)
Места с 6 по 10 в топ-10 заняли проекты «ВТБ Арена Парк» (2,16), «Сердце Столицы» (2,65), «Флотилия» (2,7), Neva Towers (2,81) и «Символ» (2,87).
Стоит отметить, что среди девелоперов проектов в первой десятке рейтинга только компании MR Group и «Донстрой» представлены дважды. Если же рассматривать все 23 жилых и апартаментных комплекса, участвовавших в данном исследовании, то лидером является MR Group с четырьмя проектами. У компаний «Донстрой», «Галс Девелопмент», AEON, Capital Group и KR Properties – по два многофункциональных комплекса.
«Мультифункциональные комплексы – один из самых привлекательных форматов для проживания в большом городе, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE. – Жители МФК получают как минимум возможность пользоваться обширной инфраструктурой, размещенной на коммерческих площадях. А как максимум – вести собственный бизнес в непосредственной близости от места жительства. Ассортимент предложения жилья в данном сегменте довольно широк, а цены рассчитаны на покупателей с совершенно разным уровнем дохода».
«МФК с жилой составляющей представляют значительный интерес для арендаторов коммерческих площадей, – говорит Владимир Пинаев, генеральный директор CBRE. – Особенно в сегменте торговой недвижимости. Ведь соседство с крупным жилым массивом – это гарантированный поток постоянных клиентов. Впрочем, аренда офисов в составе МФК также пользуется спросом. Для владельцев бизнеса и топ-менеджеров это возможность жить и работать в одном месте. А рядовые сотрудники компаний, которые не могут позволить себе покупку жилья, охотно его арендуют».