На загородном рынке каждые три-четыре дня замораживается по одному коттеджному поселку. Таким образом, за первый квартал 2018 года из строя выбыли 25 малоэтажных комплексов.
Рынок коттеджных поселков сужается. Количество приостановленных коттеджных поселков на начало второго квартала 2018 года достигло 237. Такие данные приводит Экспертное бюро «Сперанский».
Десять проектов из указанного числа застройщики пытаются продать единым лотом («Городок на Ладоге», «Радужное-2», «Новый Петербург» и другие). Судьба остальных под вопросом.
Как правило, застройщик не объявляет о приостановке публично. Самая частая история: указанные в рекламе телефоны заблокированы, сайт оказывается недоступен длительное время («Белое озеро», «Ораваниеми» и ряд других проектов).
Другая ситуация: по заявленным в рекламе телефонам начинают отвечать, что больше не занимаются этим проектом. Нередко застройщик отдает продажи в поселке на откуп сторонней компании. Схемы взаимоотношений между фирмами при этом могут быть весьма разнообразными. Когда эти отношения по каким-то причинам разрываются, поселок «подвисает» и становится недоступным для покупателей. Как показывает практика, иногда – на весьма продолжительный срок.
Согласно данным Экспертного бюро «Сперанский», среди вновь приостановленных проектов есть поселки, которые лишь недавно начали реализацию и еще почти ничего не успели продать, а также те, которые к моменту приостановки были распроданы более чем наполовину. «Количество замороженных коттеджных поселков будет множиться и дальше. В нашей стране очень много земли перешло в частную собственность к неквалифицированным инвесторам. То есть людям, которые не имеют представления, как ей грамотно распорядиться. Они будут выводить новые проекты, все пополняя список неликвида. Ситуация, по-видимому, не изменится, пока государство не попытается навести порядок в этой сфере. Но это случится, боюсь, не скоро», - комментирует ситуацию Алексей Потапов, генеральный директор «Ламбери».
«Признаться, столь массовый уход коттеджных поселков с рынка в первом квартале для меня стал неожиданностью. Тем более, что никакого глобального провала спроса в этот период не случилось. В нашем проекте продажи идут стабильно. И коллеги не сидят без покупателей. Но современный рынок, конечно, становится все менее терпимым к просчетам в маркетинге или в организации продаж. Надо работать очень точно. Вполне закономерно, что круг компаний, которые это умеют, постепенно сужается», - добавляет Ирина Кудрявцева, руководитель отдела продаж компании «Теорема».