31.08.2017 07:50
Новости.
Просмотров всего: 4429; сегодня: 1.

Загородный рынок заглючил: падение спроса на участки

Загородный рынок пребывает в состоянии неопределенности. Эксперты не представляют, чего ожидать от осени: всплесков или провалов. Высказываются самые разные мнения, но внятных аргументов за какую-то точку зрения нет.

Этот год был весьма нехарактерным для загородного рынка. Сезонная динамика спроса все время подкидывала сюрпризы. Суммарная активность клиентов в этом году не сильно отличается от прошлогодней. Согласно статистике информационного обмена бюро «Сперанский», за 7 месяцев 2017 года (итоги августа еще не подведены), сделок было заключено лишь на 6% меньше, чем за тот же период прошлого года. Однако летние месяцы откровенно обескуражили девелоперов. Так в июле входящие в информ-обмен застройщики подписали всего 81 сделку. Такого плохого июля загородный рынок не знал с момента своего зарождения. Для сравнения, год назад, в этом месяце было заключено 128 сделок. Что показательно: об отсутствии покупателей на «загородке» в этом месяце говорят и девелоперы московского региона. То есть это снижение - не случайный казус питерской статистики. Что характерно, сильный спад произошел без каких-то видимых потрясений. Графики социологических опросов (покупательские настроения, уровень ожидания безработицы, уверенность в правильности курса страны и пр.) эти месяцы выглядят ровно. Никаких резких изменений по сравнению с весенними месяцами.

Курс рубля не скачет. Более того, уверения чиновников в том, что по осени курс российской валюты снизится, по логике должны были бы оказать стимулирующее действие на рынок: надо срочно тратить дешевеющие накопления.

Кредитная политика банков смягчается, из-за чего граждане стали активнее набирать долги (то есть денег у них на руках стало больше).

Статистика продажи новых автомобилей в целом позитивна (+18,6% по отношению к прошлому году). Так что провал спроса на загородное жилье оказался для всех полной неожиданностью. Причем провал случился именно в продаже участков – самого популярного продукта на «загородке». Что касается таун-хаусов, их реализовано не меньше, чем в предыдущие месяцы. «Это лето у нас по спросу ничем существенно не отличается от предыдущих. В эти месяцы мы всегда отмечали небольшой спад продаж таунхаусов и квартир. В этом году все так же, как обычно», - говорит генеральный директор компании «Гарантъ» Дмитрий Альхов.

Не жалуются на отсутствие заказчиков и строительные компании. «Вижу, что в последнее время владельцы участков отбросили раздумья и настаивают на скорейшем подписании договора на строительство домов. У нас прошло сразу несколько таких сделок», - говорит Дмитрий Майоров, генеральный директор компании «Русь НТ».

В отличие от них, продавцы участков без подряда, даже если на публике стараются держать лицо, в частных разговорах не скрывают отчаяния. По сравнению с прошлым годом они сильно урезали вложения в рекламу (суммарно реклама коттеджных поселков этим летом сжалась на 20-25% по отношению к прошлому году). Постоянно уменьшается число поселков, которые хоть как-то присутствуют в рекламе (на сегодня в рекламе заметны лишь 90 проектов из 482, находящихся в продаже). Нет ярких лидеров, нет новых идей, маркетинговых концепций. Отказываются девелоперы и от других форм продвижения своих продуктов. Все из-за сильно сжавшихся бюджетов.

Если порассуждать, май от июля отличается лишь тем, что стало понятно: Россия окончательно разругалась с Америкой. Разговор об отмене или смягчении санкций кончились. Надежды на перезагрузку отношений испарились. А вместе с ними и надежды на скорый рост экономики и возвращение к прежним показателям доходов. В ожидании удешевления рубля граждане готовы предпринимать покупки вещей, которые можно использовать: домов, секций, машин, но не готовы делать «первоначальный взнос» (а покупка участка без подряда это именно такой взнос в будущее жилье за городом) с расчетом постепенно возвести здесь и капитальное строение. В условиях неопределенности такая «очень длинная» инвестиция становится все более сомнительной. «Тем более, что последнее время мы были свидетелями нескольких банкротств казалось бы крупных и серьезных компаний. Что должно удержать часть граждан от вложений в «неготорый» продукт», - рассуждает Юрий Головеров, директор по строительству Villa House (компания входит в финский концерн Hartela).

Но достаточно ли этих причин, чтобы треть покупателей отложили решение о покупке – вопрос.

Экспертные мнения

Дмитрий Сперанский,

Руководитель экспертного бюро «Сперанский»:

- Чем все это должно кончится, уже сегодня понятно. Очередным переделом рынка. Появятся новые сильные игроки, которые смогут предложить людям новые продукты и новые гарантии, которые убедят клиентов. Уже заметно движение: некоторые вчерашние девелоперы сегодня работают по сути, как агентства недвижимости. Почти везде за последние месяцы так или иначе урезали штат. Отделы продаж увольняются. Все больше становится компаний, которые ищут «кто бы их продавал», и готовых встать под зонтичные бренды. Развивается бизнес по «вытаскиванию» мертвых проектов. Однако математика неумолима: рентабельными можно сделать не больше трети ныне существующих коттеджных поселков. Покупателей на всех в обозримой перспективе просто не хватит.

Алексей Потапов,

Генеральный директор «Ламбери»:

- В премиальном сегменте поведение покупателей определяет одно слово «нравится». Курсы валют, спады-подъемы средних доходов, все это к ним отношения не имеет. Если коттедж нравится, деньги на него всегда есть. К примеру, в августе, мы продали три дома в «Ламбери» - такого никто не ожидал. Правда, бывают периоды, когда состоятельным людям становится не до загородных коттеджей.


Ньюсмейкер: Экспертное бюро "Сперанский" — 40 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Путь кошелька
23.12.2024 17:45 Аналитика
Путь кошелька
Мы первое поколение людей, которые с момента появления денег избавлены от необходимости носить их с собой. Для многих расплачиваться при помощи смартфона стало уже привычным делом. Возможно, что и эта технология вскоре уступит место оплате по биометрии. Кого-то...
23.12.2024 15:38 Аналитика
Декорируем дачу к Новому году: 3 простые идеи для двора и дома
Новый год к нам мчится, скоро все случится… Поэтому стоит получше подготовиться к самому долгожданному празднику в году. Особенно если отмечать его задумано за городом: декорировать участок и дом и превратить их в настоящую волшебную сказку. Три простые и практичные идеи, которые не только порадуют...
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
23.12.2024 11:11 Новости
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
Стартовали съемки военной драмы о героизме детей-сирот во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками Гатчинского района Ленинградской области. Производством фильма занимается кинокомпания «Триикс Медиа» при поддержке Фонда кино. Основанный на реальных событиях полнометражный...
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
23.12.2024 09:01 Аналитика
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
Битва за Днепр, принятое в отечественной военно-исторической литературе название совокупности оборонительных и наступательных операций советских войск, проведённых в августе – декабре 1943 г. в целях освобождения Левобережной Украины, Донбасса, форсирования Днепра и захвата плацдармов на его правом...
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...