24.01.2017 10:41
Аналитика.
Просмотров всего: 3584; сегодня: 2.

«Метриум Групп»: Итоги 2016 года на рынке ипотеки

Эксперты компании «Метриум Групп» подвели итоги 2016 года на рынке ипотечного кредитования. В 2015 году ипотека стала «спасательным кругом» сразу для нескольких отраслей экономики. В 2016 она продолжила свою миссию, так и не выйдя на показатели успешного 2014 года.

Весь прошлый год ипотека шла вперед, поддерживаемая «костылями» от государства в виде программы субсидирования ставки. В марте решался вопрос о продолжении работы программы и, после непродолжительных дискуссий между Министерствами финансов и строительства, её продлили до конца года. За счет господдержки за 11 месяцев 2016 года было выдано 40% ипотечных кредитов. Объем выдачи в рублях составил 37,7% от всей выданной ипотеки за этот период. Однако, к концу года, когда ключевая ставка была снижена до 10%, программа субсидирования потеряла свою актуальность.

По подсчетам аналитиков «Метриум Групп», к декабрю 2016 года ипотека достигла следующих показателей. По отношению к 2015 году количество выданных кредитов увеличилось на 24,94%, а объем кредитования в денежном выражении – на 29,86%. При этом средневзвешенная ставка снизилась на 0,82 п.п. до 12,62%. Средняя сумма кредита выросла на 64 тыс. рублей. Продолжает расти и средний срок кредитования: за 11 месяцев он увеличился почти на 8 месяцев, превысив 15 летний порог, что говорит о более осторожной оценке финансовых возможностей заемщиков. Но, несмотря на все усилия, отставание от показателей 2014 года составило по объему кредитования на 17,76%, а в денежном выражении – на 17,79%.

«В 2016 году Центральный Банк России продолжил чистку банковского сектора: было отозвано 97 лицензий кредиторов, однако значимых игроков ипотечного рынка среди них не замечено, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». – Таким образом, по данным ЦБ, на 1 июля 2016 года количество банков, выдающих ипотечные кредиты, составило 499, что на 13% меньше, чем на эту же дату предыдущего года, без учета отозванных лицензий во втором полугодии».

Лидерами ипотечного кредитования являются 12 банков, имеющих свыше 1% доли рынка: Сбербанк, ВТБ24, Россельхозбанк, Газпромбанк, Дельтакредит, ВТБ Банк Москвы, Райффайзенбанк, Абсолют банк, Банк «Возрождение», Банк «Санкт-Петербург», Связь-банк, Транскапиталбанк. Среди них представлены как банки с госучастием, так и частные банки, все они давно работают с ипотекой и задают рынку «правила игры».

«В ушедшем году обострившаяся конкуренция между банками возродила такие подзабытые продукты как «ипотека по двум документам» (без подтверждения доходов) и «ипотека без первоначального взноса», – рассказывает Мария Литинецкая. – Одна программа рассчитана на тех, кто имеет существенные накопления для покупки квартиры, и по различным причинам их финансовое положение не оценивается. Другая, наоборот, адресована тем, кто на покупку не накопил, но получает хороший и стабильный доход (не секрет, что отбор заемщиков по этой программе еще жестче, чем по стандартной). Таким образом ипотека стала снова доступна более широкому кругу покупателей, чем в период действия программы господдержки».

Кроме этого, появились и настоящие новшества на рынке, отмечают эксперты «Метриум Групп». Во-первых, подача документов на получение кредита в банк через online-заявку. Ранее таким образом можно было отправить только предварительную заявку, то есть узнать примерную сумму одобряемого кредита и условия. Для окончательного одобрения необходимо было явиться с пакетом документов в офис кредитора. Во-вторых, Сбербанк совместно с Росреестром запустил пилотный проект по удаленной подаче документов на государственную регистрацию, что позволяет клиентам сразу после подписания сделки в отделении подать документы на регистрацию, минуя очереди в Росреестре или Многофункциональном центре. В-третьих, банки вышли в социальные сети и не только проводят проверку своих потенциальных клиентов через выложенную о себе информацию, но и ведут живое общение, решают проблемные вопросы и предлагают помощь в достижении финансовых целей.

«Таким образом, мы видим тенденцию, направленную на дистанционную работу с клиентами, – отмечает Мария Литинецкая. – Кредиторы, которые быстрее других адаптируются и хорошо ориентируются в новой цифровой реальности, имеют шансы на удержание «старых» клиентов и завоевание нового поколения».

Соблюдение баланса передовых подходов к обслуживанию клиентов и консервативной оценки финансовых возможностей заемщиков позволило уменьшить просрочку по рублевой ипотеке к ноябрю до 1,112%. На протяжении последних трех месяцев этот показатель стабильно падал, а значит, после двух лет роста тренд переломился в сторону понижения. К сожалению, этого нельзя сказать про валютные кредиты, в которых относительная доля просрочки пока что растет и составляет 31,3% от выданной в валюте ипотеки. Напомним, что по жилищным кредитам – самая низкая доля просроченной задолженности по сравнению со всеми остальными видами кредитования.

Таким образом, в 2016 году ипотека доказала свою надежность в качестве финансового инструмента как для кредиторов (низкая просрочка и стабильная доходность), так и для клиентов (для покупки жилья они использовали её чаще, чем даже в 2014 году). Количество сделок в Московском регионе с привлечением ипотеки в 2016 г. составило 43 876 единиц, что на 32,64% больше, чем в 2015 г. и на 3,25% больше чем в 2014 году. И если в 2015 году доля ипотеки держалась на уровне 30% от всех зарегистрированных переходов прав собственности, то в 2016 году ее среднегодовой показатель вырос до 34,8%, а в отдельные месяцы достигал 50%.

По сегментам недвижимости доли ипотечных сделок распределились следующим образом. В Москве среднегодовая доля ипотеки в массовом сегменте составила 54%, что примерно на том же уровне, что и в 2015 году. Столь высокий показатель в столице держится за счет выхода новых проектов, попавших под условия программы субсидирования ставки, и ставших весьма доступными широкому потребителю, в том числе за счет кредитования. Доля ипотеки в сегменте бизнес-класса стабильна и составляет в 2016 году 5%.

В московских апартаментах доля ипотеки составила 34%, что на 14 п.п. выше, чем в прошлом году. Такой рост связан с тем, что собственные программы банков в течение года становились более привлекательными за счет снижения ставок. Более того, условия для приобретения апартаментов максимально приблизились к условиям покупки квартиры – такой же первоначальный взнос и стандартная ставка.

В массовом сегменте Московской области среднегодовая доля ипотеки составила 72%, что на 3,5 п.п. выше, чем в прошлом году и на 3 п.п. выше показателя 2014 года.

Как отмечают эксперты «Метриум Групп», одним из главных достижений 2016 года стало начало «возрождения» вторичного рынка недвижимости. Это произошло за счет улучшения условий кредитования и принятия продавцами квартир новых правил игры на рынке. По данным Росреестра в 2016 году в столице зарегистрировано 56 тысяч сделок на вторичном рынке, таким образом их доля составила 44,44%. Говорить о полном возращении лидерских позиций «вторички» не приходится, в ближайшее время мы увидим коррекцию и перераспределение долей рынка между строящимся и готовым жильем. В том числе и за счет дополнительного объема предложения от инвесторов владельцев новостроек, которые после получения права собственности на жилье начнут его продавать в связи с увеличением налогов на недвижимость. Эти и другие косвенные факторы наверняка отберут лавры лидера у первичного рынка, но доля вторички уже вряд ли будет выше 55%.

«2016 год стал лакмусовой бумагой для игроков ипотечного рынка, проявил профессионалов и новаторов, отсеял любителей. На строительном рынке произошло слияние нескольких крупных застройщиков, один из старейших застройщиков подвергся санации, – подводит итог Мария Литинецкая. – И если в ушедшем году кредиторы старались отыграть предыдущее снижение, то главной целью в ближайшие годы будет – достигнуть выдачи ипотеки в объеме 1,9 трлн рублей к 2018 году, запланированной в «Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года». И это выглядит вполне реалистично при условии, что в 2017 году жилищное кредитование, отбросив «костыли» господдержки, достигнет рекорда 2014 года (1,76 трлн рублей)».


Ньюсмейкер: Метриум — 2219 публикаций
Поделиться:

Интересно:

О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
23.12.2024 11:11 Новости
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
Стартовали съемки военной драмы о героизме детей-сирот во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками Гатчинского района Ленинградской области. Производством фильма занимается кинокомпания «Триикс Медиа» при поддержке Фонда кино. Основанный на реальных событиях полнометражный...
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
23.12.2024 09:01 Аналитика
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
Битва за Днепр, принятое в отечественной военно-исторической литературе название совокупности оборонительных и наступательных операций советских войск, проведённых в августе – декабре 1943 г. в целях освобождения Левобережной Украины, Донбасса, форсирования Днепра и захвата плацдармов на его правом...
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...