Илья Шуравин, управляющий партнер ГК Rusland SP, рассказывает о развитии редевелопмента на российском рынке недвижимости.
В России самые яркие проекты редевелопмента промзон начали реализовывать именно в Москве.
Промышленная архитектура конца XIX-начала XX веков, в которой лепнину и прочий декор заменяли обычным неоштукатуренным кирпичом, с ее высокими потолками и широкими пролетами, спустя сотню лет оказалась невероятно привлекательной для новых функций зданий.
Если в начале - середине 2000-х основные подобные проекты максимально подстраивались под стремительно растущий офисный спрос (наиболее характерные примеры в Москве это БЦ «Лефорт» или БЦ «Красная роза»), то уже начиная с 2008 года, буквально с началом кризиса, сложившийся дефицит строящегося жилья в центре города подтолкнул уровень цен на жилье к стремительному росту и перебил остановившуюся кривую роста ставок на офисные помещения. И там, где существующие здания обладали безусловными характеристиками для жилья (близость к центру, развитая инфраструктура, возможность эффективных планировок), там многие девелоперы приняли решение развивать новый формат - лофт-апартаменты. Это стало своего рода стилем жилья бизнес-класса, когда даже более свежие постройки реконструировались в стиле "под лофт".
Наверное, нужно отметить, что спрос на такую недвижимость обусловлен формированием вкуса через профессиональные круги. Широкие возможности для архитекторов и дизайнеров, безусловная привлекательность терракотового фона для интерьеров, огромные оконные проемы и возможности организовывать мезонинный уровень в помещениях высотой до 5-6 метров - все это привлекло и пока продолжает привлекать внимание немного поредевшего и победневшего среднего класса.
Из-за общей ситуации в стране спрос на офисы в Москве серьезно снизился, а крупные сделки по покупке офисов стали очень редким явлением, скорее, наблюдается "отъем залоговых активов" банками. При этом рынок спроса на жилье также скорректировался, данные статистики показывают о снижении регистраций по сделкам в 1,5-2 раза по сравнению с предыдущим годом.
И тем не менее, на коротком периоде в 1-2 года для проектов редевелопмента у столичного рынка апартаментов при грамотном планировании квартирографии, конечно же, больше шансов, чем у рынка офисного, в том числе и потому, что спрос на апартаменты, пусть и скорректированный, можно прогнозировать. О грамотном планировании квартирографии мы говорим не зря – уже с рынка начали выбывать невостребованные проекты с гигантской нарезкой лофтов, последняя такая новость касается заморозки проекта редевелопмента на Яузе.
Однако нельзя сказать, что все заводы пошли по одному и тому же пути. Так, завод "Арма" с прекрасными газгольдерами, находящийся совсем рядом с Садовым кольцом и Курским вокзалом, выбрал стратегию дальнейшей реализации офисных площадей, отказавшись сознательно от большого объема ритейла либо распродажи объекта по апартаментам.
Опыт проектов московских, разумеется, был реализован по уже проторенному пути. Из самых ярких проектов зарубежного редевелопмента промышленной архитектуры хочется вспомнить польский проект Manufaktura, имеющий огромный успех и постепенно превратившийся из торгового в полноценный комьюнити-центр, включающий музеи, кинотеатр, рестораны.
Разумеется, не везде торговая функция может быть так же масштабно реализована в проектах редевелопмента, в силу ограничений конфигураций зданий (крупным торговым операторам нужно пространство без перепадов в несколько тысяч кв.м), а также с учетом потенциала транспортной доступности.
Реставрировать промышленные здания, облагораживая и восстанавливая фасады, зачастую очищая от верхних слоев штукатурки или краски, обновлять фасады, благоустраивать территорию - часто это удовольствие оказывается более дорогим и рутинным, нежели строительство нового объекта с нуля, но эти усилия имеют смысл, поскольку дают объекту недвижимости уникальные характеристики. Новые же проекты скорее будут строиться с упрощенными фасадными решениями, меньшей высотой между этажами.
Если же территория застроена более современными промышленными объектами и, если речь не идет о приспособлении существующей коробки под гипермаркет, то зачастую такие индустриально-складские объекты выгоднее или использовать в текущем назначении или сдавать под склады.
Снос же этих объектов и перевод вида разрешенного использования в другую функцию возможен в том случае, если речь не идет о выявленных памятниках - и он целесообразен только если совокупные затраты окажутся разумно влияющими на общую инвестиционную себестоимость проекта. И конечно же, грязные производства могут потребовать рекультивации земель и в зависимости от типа ранее расположенного на участке производства, масштабы затрат могут сильно отличаться: например, в Санкт-Петербурге при реализации проекта "Набережная Европы" для рекультивации выемка грунта составляла от 6 до 9м в глубину.
Порой, казалось бы, обычные древние склады могут хранить в себе большие сюрпризы для девелоперов- так, при осмотре Складов Нижегородского порта местный архитектор Денис Плеханов обнаружил во внутренних деталях здания фрагменты центрального павильона Всероссийской выставки 1896 года.