Илья Шуравин, управляющий партнер ГК Rusland SP, рассказывает о ритейлерах как арендаторах бизнес-центров.
Первая волна обращения внимания ритейлеров на БЦ пошла в 2008-2009, то есть в предыдущий кризис. Сейчас эта ситуация повторяется.
Ритейл в БЦ в каком-то смысле можно сравнить со стрит-ритейлом на пешеходной улице. Арендаторам интересна бизнес-аудитория как более прогнозируемая и имеющая определенный уровень дохода, располагающая полноценным обеденным временем (до часа), и готовая задерживаться в БЦ в вечерний час-пик.
В ТРЦ важно постоянно завлекать арендаторов, улучшать концепцию, следить за динамикой торгового центра. В БЦ самое главное для ритейлеров - гарантия полного заселения арендаторами.
Ставки разные, так как это зависит от размера БЦ и степени заселенности. Как пример: супермаркет экспресс-формата может платить от 12 до 50 тыс. руб. за кв. м занимаемой площади. Для новых объектов ритейлеры все чаще прописывают эскалацию ставки от степени заполняемости БЦ, обращая внимания не только на подписание контракта, но и на фактическое начало пользования арендатором помещением. Основными торговыми арендаторами в БЦ были и остаются кофейни, рестораны быстрого питания, небольшие супермаркеты. В более крупных ТЦ встречаются небольшие клиентские отделения банков, аптеки, салоны красоты в формате "экспресс". Из условно новаторских форматов - арендаторы по доставке посылок и корреспонденции, в том числе и точки интернет-магазинов, а также шоу-румы объектов недвижимости либо агентств недвижимости.
Проблема выходного дня существует. Основная причина, почему те же супермаркеты не горят желанием открывать полноценные форматы даже в очень крупных бизнес-парках - больший объем списания скоропортящихся продуктов. Поэтому самые безрисковые для арендаторов проекты - это бизнес-парки с наличием жилой или апартаментной составляющей в концепции проекта.